Деятельность Общественной палаты

Губернатор Ивановской области подводит предварительные итоги

26.10.2010

Губернатор Ивановской области подводит предварительные итоги

Близится дата внесения Президентом России кандидатуры губернатора Ивановской области на следующий пятилетний срок. Некоторые комментаторы уже подводят итоги предыдущей пятилетки губернатора Михаила Меня. Свою поддержку действующему губернатору высказала партия «Единая Россия» (она и будет предлагать три кандидатуры Президенту России) Жестко «против» высказались местные коммунисты. Что об этом думает сам губернатор? Все ли удалось за минувшие пять лет? Предлагаем интервью с М.А.Менем Вашему вниманию.

- Михаил Александрович, на Вашей первой пресс-конференции в Ивановской области, Вы заявили о трех главных стратегических задачах, которые Вы поставили перед собой, приступая к обязанностям губернатора. Давайте начнем с первой: привлечение федерального финансирования в область. Все ли здесь получилось? Насколько помогли здесь Ваши личные связи?

- То, что губернатора хорошо знают в федеральных коридорах власти – это, конечно, несколько упрощает работу. Но не это является доминантой. Во-первых, всем известно, что область находится в тяжелом положении, и когда видят, что местные власти «шевелятся», участвуют в конкурсах, программах – стараются помогать. Во-вторых, много значит административная работа здесь, в нашем Правительстве. Мало получить принципиальное согласие на какой-то проект, нужно подготовить огромный пакет соответствующих документов. Просто так деньги из бюджета не дают. По нашим подсчетам, за 5 лет в область пришло 40 миллиардов рублей из федерального бюджета. Это и переоснащение школ, и новое современное медицинское оборудование в больницы. Плес получил на свое развитие 300 миллионов рублей. С 2006 года на развитие образования в Ивановской области было привлечено более 860 млн рублей из федерального бюджета. В рамках нацпроекта «Здоровье» регион получил сумму в три раза больше: 1,6 млрд рублей на приобретение реанимобилей и медицинского оборудования и 900 млн рублей на реализацию новых направлений нацпроекта. Также Ивановская область получила значительные средства из федерального Фонда содействия реформированию ЖКФ. Нам удалось добиться невероятного – получить средства на строительство объездной дороги вокруг Иванова. Ситуация находилась на грани. Начался кризис, и было очевидно, что если сейчас не добиться начала финансирования, область осталась бы без объездной дороги. И у нас получилось!

Не будем забывать о газификации. Участие «Газпрома» в областной программе неоценимо: именно благодаря инвестициям этой кампании нам удалось построить 1130 километров газопроводов и за последние 5 лет сделано в этой сфере больше, чем минувшие 10 лет.

- Впрочем, Фонд содействия реформированию ЖКХ, откуда область получила 1,6 млрд.рублей на ремонт многоквартирных домов, высказывает свои претензии по освоению этих средств. Да и жители указывают иногда на некачественный ремонт…

- Когда еще только формировался этот фонд, мы обсуждали жесткие условия, выдвигавшиеся фондом для получения этих средств. Почти все главы городов и районов мне говорили, что мы никогда не сможем оттуда получить ни копейки. Однако мы сжали зубы, отработали все требования и получили право на 1,6 млрд.рублей. Эти деньги были направлены на ремонт более 1680 многоквартирных домов по всей области. То, что фонд проводит проверки и выявляет недостатки – это естественный процесс, который, кстати, идет почти по всей стране. И мы эти ошибки совместно с муниципалитетами исправляем, не ошибается тот, кто не работает. Главное – нам удалось привлечь эти средства для улучшения качества жизни наших людей. Напомню: при переселении из аварийного жилья ключи от новых квартир получили 1274 человек.

- Теперь поговорим о второй заявленной Вами задаче: привлечение коммерческих инвестиций для развития экономики области…

- Нам удалось многое сделать. В 2007-2008 году в область стали заходить крупные инвесторы. Вкладываются средства в развитие машиностроения, текстильные фабрики и логистические центры (в том числе благодаря развитию «текстильного кластера»), в другие отрасли. Объем инвестиций в основной капитал за последние 5 лет вырос более чем в 2,5 раза, приток иностранных инвестиций – в 93 раза.

При этом я настоял на полной открытости принимаемых решений – почти все инвестпроекты проходили обсуждение на межведомственном совете по размещению производительных сил и инвестиций. Такого интереса и инвестиционного подъема область не видела последние 15 лет.

В качестве примера здесь можно назвать открытие текстильной фабрики в Вичуге, значительные средства были вложены в модернизацию производства на ОАО ХБК «Шуйские ситцы». Существенные инвестиции сделала ОАО «Территориальная генерирующая компания №6». В ближайшее время будет реализован проект ООО ИК «Ташир» – открытие текстильного центра «РИО» в Иванове. Здесь стоит вспомнить и о проекте по созданию комплекса по переработке плоского проката ООО «Верхневолжский СМЦ», который сейчас активно строится.

- И все-таки Ваши оппоненты упрекают Вас в том что многие проекты так и не были реализованы, например электрометаллургический завод…

- Реализовать все анонсируемые проекты не так-то просто в период развивающейся экономики, не говоря уж о временах кризиса. Я рассчитываю здесь на понимание, а не критику ради критики. Очень многие проекты были запущены и близки к завершению – это касается и завода. У нас было два проекта по строительству металлургических предприятий: один – Северстали, другой – Верхневолжского центра. Первый, действительно, приостановлен, но второй строится. Мне странны указанные Вами рассуждения оппонентов: либо это попытка фальсификации, либо они просто не в курсе, что происходит в области, либо наивно полагают, что подобного уровня предприятие можно построить за год.

- Вы упомянули кризис. Ситуация в экономике сейчас непростая. С одной стороны, одна из методик Министерства экономического развития записывает Ивановскую область в аутсайдеры по ряду позиций. С другой – то же самое Министерство признает нас лидерами в эффективности расходования бюджетных средств и работы исполнительных органов власти. Что же все-таки на самом деле происходит в нашей экономике?

- По прошествии времени мы понимаем: кризис ударил по нашей области гораздо сильнее, чем по другим регионам России. У нас был тяжелый период. И связано это с двумя главными причинами. Первая. Злую шутку в очередной раз с нами сыграла моноструктура нашей промышленности. Почти половина доходной части областного бюджета формируется на основе двух отраслей: текстильной и машиностроительной. Причем наше машиностроение еще и оказалось в эпицентре кризиса, поскольку большинство наших предприятий («Автокран», «Кранэкс», «Строммашина», «Вичугский машзавод» и другие) завязаны на строительную отрасль, которая вовсе в кризис почти остановилась по всей стране. Вторая причина – взлет экономической активности в период 2006-2008 годов. Как известно, чем выше взбираешься, тем больнее падать.

- То есть ситуация действительно, очень тяжелая?

- В экономике известен закон: упасть можно за неделю, а вот на подъем понадобится несколько лет. Можно с уверенностью сказать, что тяжелый период, или как говорят экономисты «дно кризиса», мы прошли и видны положительные сдвиги как в текстиле, так и в машиностроении. Стратегически нам помогли федеральные и региональные программы. В первую очередь – программы приобретения жилья по линии Минобороны, средства фонда содействия реформированию ЖКХ по переселению из ветхого и аварийного жилья. Полезной сказалась норма, которая была введена по итогам заседания президиума Госсовета в Иванове под председательством Президента Дмитрия Медведева относительно субсидирования процентной ставки до 2/3, которой воспользовались многие наши текстильные холдинги.

- Какие положительные тенденции Вы просматриваете в экономике области после «тяжелого периода»?

- За первое полугодие 2010 года индекс промышленного производства составил 108,6% по сравнению с периодом 2009 года – понемногу растем. В строительстве и того выше – рост почти на 12%. В первом полугодии 2010 года отмечено несколько положительных тенденций. Во-первых, промышленное производство выросло на 8,6%, во-вторых, объём строительных работ увеличился на 11,9%. Денежные доходы населения выросли на 11,1%. Также в регионе увеличивается средняя заработная плата, растут реальные доходы населения.

Наша задача – продолжать заниматься диверсификацией экономики и промышленности, чтобы не было серьезных провалов в кризисные годы.

- Но проект Плеса, который и заявлялся как один из проектов новой экономики региона – туристической отрасли – пока не приносит серьезных поступлений в бюджет…

- Вы совершенно верно заметили, пока. Мы в течении последних лет искали новые опорные точки для пополнения доходной части бюджета. Я считаю, что волжский туризм может стать такой точкой и Плес будет первым в этом списке туристических городов. Те, кто выступают против развития Плеса и туризма региона в целом, вряд ли что разбираются в политике, экономике и в том, как отстаиваются интересы региона. Сейчас, действительно, это пока имиджевый проект: мы можем приглашать в Плес федеральных чиновников любого уровня, показывать, как мы развиваемся, доказывать необходимость поддержки области. Но поверьте, скоро придет время, когда такие проекты будут серьезно пополнять бюджет региона и создавать новые рабочие места.

- Ваши критики уверяют, что аэропорт и Комбинат детского питания был по заниженным ценам продан областью московским бизнесменам…

- Контрольный пакет акций аэропорта сейчас принадлежит Правительству Москвы. Тому, кто считает Правительство Москвы не частью государственной власти, я бы посоветовал обратиться к врачу. Некоторые из упомянутых Вами критиков как раз работали во власти. Я согласен с оценкой данной ситуации региональным отделением партией «Единая Россия». Хотелось бы спросить предыдущее руководство, куда из аэропорта улетели все самолеты и исчезло навигационное оборудование, и по каким ценам? Это серьезный вопрос – в том числе и для правоохранительных органов. Сейчас в аэропорту осуществляются пассажирские рейсы дважды в день, работают грузоперевозки, в инфраструктуру объекта вложено более 2,3 млрд.рублей. Неужели это хуже, чем если взлетные полосы зарастают травой?

Тоже самое и по Комбинату детского питания. Если бы этот долгострой еще пару лет простоял в заброшенном виде, он бы никому даром был бы не нужен. Деньги, вложенные в него, пропали бы вовсе. Теперь этот комбинат работает, приносит прибыль в бюджет, создает брендовую продукцию, и что самое главное - на нем работают наши люди. Что касается заниженной стоимости и иных фантазий. Проводились все оценки в соответствии с требованиями действующего законодательства. Был проведен открытый конкурс. Мы обращались ко всей России, ко всем кто работает в этом бизнесе. На сегодня у нас нет оснований говорить, что нынешний собственник предприятия неэффективен.

- Можно было бы создать областную структуру?

- У области пока нет таких средств, чтобы самостоятельно запустить аэропорт или комбинат. Кроме того я считаю, что государство не должно заниматься бизнесом, на мой взгляд, необходимо отказываться от непрофильных активов. Все эти ГУПы, МУПы, порой оказываются рассадниками коррупции, поскольку эффективно управлять бизнесом могут только те, кто заинтересован в его развитии.

- К вопросу о МУПах.. В Иванове серьезно дискутируется тема передачи в аренду имущества коммунальных МУПов в управление частному бизнесу…

- Такие решения – компетенция муниципальных органов власти. Но я естественно внимательно смотрел за этим процессом. Как докладывали мне и глава города, и глава администрации, еще год-два и эти МУПы ждет крах – в случае, если в них не будут вложены дополнительные инвестиции. Дай Бог, чтобы на объявленных конкурсах нашлась реальная кампания, которая взялась бы за управление такими активами, и чтобы аутсорсинг был эффективным.

- Упомянем еще один аспект Вашей деятельности – это благоустройство. И гости, и даже оппоненты признают, что власть сумела навести порядок в Иванове. Будет ли продолжена такая работа?

- Следующий рывок у нас будет весной. За областной центр уже не стыдно, будем двигаться дальше. Мне нравится настроение новой кинешемской администрации: там есть, где приложить усилия, волжская набережная уже выглядит неплохо, а вот въезд в город в плачевном состоянии. В Шуе заканчивается реконструкция пешеходного моста, появился памятник православным священникам, пострадавшим за веру, преобразилась улица Малахия Белова. Плес уже выглядит достойно. Есть планы по Пучежу, который сделал рывок по газификации, Юрьевцу. Есть позитивные моменты в Родниках, преобразился центр Приволжска. Мой принцип благоустройства прост: появляется некая точка и к ней начинают подтягиваться остальные. Меняется отношение людей, отношение бизнеса. Иногда и не нужно никого заставлять: просто все видят, что какая-то часть города изменяется к лучшему, и уже сами вынуждены и плиткой тротуары выкладывать, и фасады красить.

- Ивановцы сейчас обсуждают рост цен, новые коммунальные тарифы – бесконечная тема…

- Как вы понимаете, на цены производителей мы влиять никак не можем – здесь все зависит от инфляции, неурожая, спроса в конце концов. Однако если не очень порядочные предприниматели пытаются под эту ситуацию увеличить свою торговую надбавку – мы принимаем меры. Мы работаем в тесном контакте с антимонопольной службой, местными властями, правоохранительными органами. Несколько раз уже выявляли подобного рода вещи и наказывали тех, кто пытается расшатать рынок. Что касается коммунальных тарифов, то в ситуации общероссийского повышения цены на газ или электроэнергию трудно как-то влиять на их снижение. Однако если управляющие компании начинают самодеятельность - в силу некомпетентности или наглости – мы их обязательно поправляем. И здесь муниципальные власти должны внимательно следить за их работой. Мы всегда готовы подключаться для решения этих вопросов. Вот совсем недавно была жалоба жителей по незаконному перерасчету электричества в Кохме…

Рост цен – больная тема. Тем, у кого высокие коммунальные выплаты предусмотрена субсидия – нужно обращаться в соответствующие органы социальной защиты.

- Кстати, и доходы у жителей области не самые большие…

- Это серьезная проблема. Но нужно понимать, что складывается она порой в том числе и потому, что большое количество предприятий прячут доходы своих сотрудников в тень.

Вот мне только что доложили: на одном из ивановских строительных предприятий средняя зарплата - 7 тысяч рублей. Это в то время, когда у нас по области средняя 13 тысяч, а в Иванове – более 15. Мы прекрасно понимаем, что вряд ли строители получают такую зарплату и это ненастоящие цифры. Да, в кризис мы порой закрывали на это глаза (некоторые предприятия вовсе могли рухнуть, а люди остаться без работы), но сейчас предприятиям нужно вести себя по-другому. И мы им поможем правильно сориентироваться.

- Завершить интервью хотелось вновь хотелось бы подведением итогов. Третьей обозначенной Вами стратегической задачей в начале Вашей работы в области стало «наведение порядка». Ваши оппоненты назвали это стремлением к политическому инакомыслию…

- В недавнем прошлом противостояние исполнительной и законодательной властей в области достигло апогея. Что мы имели? Разобщенность власти, столкновения бизнеса, анархию в ряде процессов. Если бы мы сохранили такую ситуацию до сих пор, большинство федеральных проектов прошло бы мимо нас, а инвесторы не желали бы заходить в нестабильную область. И кому от такой разобщенности было лучше? Так что наведения порядка в первую очередь во власти пошло жителям области на пользу.

Было бы ошибкой считать, что в Правительстве области или в среде депутатов исчезла дискуссия. До момента принятия решений мы выслушиваем самые разные точки зрения и открыты к диалогу.

Ивановская газета


Возврат к списку