Деятельность Общественной палаты

Отнять и поделить….

11.05.2011

Отнять и поделить….

Вот и дождались… В Государственную думу внесен законопроект «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников».

Общая суть закона сводится к появлению при определенных условиях у государства возможности  производить принудительный выкуп имущества частных собственников, используемого при ведении предпринимательской деятельности. Цель, которую позиционируют авторы проекта, – избавление от неэффективных собственников и, как предлагают законодатели, замена их на более эффективного государственного владельца. Абсурдность уже данного тезиса для людей, которые не понаслышке знают об «эффективности» ведения хозяйственной деятельности государственными структурами, не вызывает сомнений. Но все-таки давайте рассмотрим законопроект более подробно.

Условиями, при которых по идее законодателей может быть поставлен вопрос о принудительном выкупе, предлагаются следующие:

а)угроза массовых увольнений, вызванная действиями (бездействием) собственника имущества градообразующей организации или социально значимой организации либо органа управления такой организации, в том числе решениями о сокращении штата (численности) ее работников;

б)наличие задолженности по выплате заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат работникам организации и лицам, ранее работавшим в указанной организации, сумма которой превышает двухмесячный фонд оплаты труда работников организации;

в)необоснованное снижение более чем на 10 процентов заработной платы работникам организации, если такое снижение нарушает заключенные между работниками и работодателями коллективные договоры и соглашения;

г) нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда в случае, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью трем и более лицам или смерть трех и более лиц, а также в случае неоднократного невыполнения предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору за соблюдением правил техники безопасности и иных правил охраны труда, об устранении выявленных нарушений;

д)нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, если это повлекло за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам или сельскому хозяйству;

е)решение арбитражного суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства в случае, если в результате конкурсного производства могут наступить последствия, указанные в подпункте «а» настоящей части.

Даже при первом приближении становится очевидным, что данный перечень содержит значительное число субъективных допущений, которые в совокупности с имеющими глобальный характер коррупционными явлениями в нашем обществе могут служить основой для  постановки вопроса об отъеме собственности у значительного числа представителей бизнес-сообщества, подпадающими под указанные в законе критерии. 

Процедура национализации не предлагается излишне сложной. Правом инициировать процесс изъятия будут обладать депутаты Госдумы, федеральные органы исполнительной власти, исполнительные и законодательные органы субъектов, органы местного самоуправления, а также сами работники организаций через конференцию профсоюзов. Проявленная инициатива через принятие решения соответствующим представительным органом власти будет формализовываться в иск, подаваемый в Арбитражный суд, который и будет выносить соответствующее решение.

Стоимость имущества собственника будет оцениваться дважды – до вынесения решения об изъятии и после. Сначала оценку будет проводить независимый оценщик, выбранный по конкурсу. Результаты этой оценки лягут в основу постановления, принимаемого представительным органом власти. На данном этапе оценки собственник имущества не может оспорить ее результаты. Второй раз стоимость имущества устанавливается арбитражным судом. Следует отметить, что помимо стоимости имущества собственнику будут компенсироваться еще и убытки, которые он понесет в результате изъятия. По некоторым основаниям для изъятия предусмотрено, что размер компенсации будет уменьшаться на сумму задолженности по заработной платы или на сумму компенсаций за вред жизни, здоровью или окружающей среде.

Если у кого-то возникает иллюзия, что оценка, совершенная  таким образом, исключает возможности существенного искажения реальной рыночной стоимости, то уверяю, Вы сильно ошибаетесь. Указанный подход к определению стоимости при «правильной» постановке вопроса не будет иметь ничего общего с рыночной стоимостью.

Вот такой нормативный акт сейчас рассматривается в стенах Государственной думы РФ. И хотя я разделяю мнение тех экспертов, которые скептически относятся к реальной возможности окончательного принятия такого закона, но сама инициатива его создания, формулировки и позиция по данному вопросу целой группы депутатов Федерального собрания наводит на невеселые мысли об отношении представителей власти к бизнес-сообществу и конституционному праву собственности. Остается только гадать – какими еще инициативами нас могут «порадовать» в будущем наши законотворцы.

Вестник группы компаний «Константа», №8, 2011год.


Возврат к списку