Русская Православная Церковь уделяет значительное внимание утверждению трезвого образа жизни.
Создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Его сопредседателями стали известный писатель Валентин Григорьевич Распутин и наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов.
Задача Совета - донести правду о размерах алкогольной опасности до каждого человека. Создана особая программа, которая получила название «Проект «Общее дело». В рамках этой программы снимаются документальные фильмы, социальная реклама, готовятся интернет-сайты, брошюры. Первый федеральный канал принимает активное участие в проекте. Поэтому первая задача борьбы с пьянством - информационная. Важно, чтобы наши СМИ присоединились к ее реализации.
Одной из чрезвычайно важных площадок, на которых Церковь возвышает свой голос против страшной беды пьянства, стал Всемирный Русский Народный собор. Присутствующим известна его резолюция от 23 мая 2009 года «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы». Собор констатировал: сверхвысокое потребление алкоголя является одной из основных причин глубокого демографического кризиса, угрожающего как территориальной целостности Российской Федерации, так и самому существованию ее государственности. Алкоголь уносит от 550 тысяч до 700 тысяч смертей в год, или примерно четверти от их общего количества.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления спиртных напитков начинает представлять национальную опасность, если в стране в год на душу населения потребляется более 8 литров алкоголя (в переводе на чистый спирт). После этого порога начинается необратимое угасание этноса.
По официальным данным Роспотребнадзора (экспертные оценки даже выше), душевое потребление поднялось до 18 литров чистого алкоголя в год. Порог безопасности, определенный ВОЗ для любой страны в 8 литров, превышен, по крайней мере, вдвое - без принятия самых экстренных мер деградация России, ее народа неизбежна.
На одного взрослого мужчину приходится 244 бутылки в год!
Каждый второй из живущих сегодня в России 40-летних мужчин не доживет до 60 лет (50%), а в бедной, но непьющей Албании - только каждый двадцатый (7%).
Злоупотребление алкоголем приводит к глубокому кризису в России института семьи. Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей.
Смертность от алкогольных отравлений в России - самая высокая в
мире.
Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню разводов.
Согласно опросам населения, алкоголизм и наркомания - самые распространенные из причин разводов.
По уровню самоубийств Россия в последние годы занимает стабильно второе место из более чем 200 стран мира.
В России в нетрезвом виде погибает около половины самоубийц, значительная часть которых не совершила бы роковой шаг, если бы не находилась в состоянии опьянения.
По расчетам, подтверждаемым данными МВД, с алкоголем связано большинство убийств в России.
Большинство убийц в России нетрезвы в момент убийства. Смертность от убийств в России - самая высокая в Европе. В 2004 г. она была в 50 (!) раз выше, чем в Великобритании (0,52), в 9 раз выше, чем в Румынии (2,91).
В Германии, Португалии, Великобритании, Австралии, США, Польше, на Украине существуют законы, оберегающие нравственное состояние детей и молодежи. Есть специальные законы, защищающие подрастающее поколение от влияния алкогольного и табачного бизнеса, от вовлечения их в незаконную деятельность, от неблагоприятного воздействия информационной среды и т. д.
Русский народ генетически не предрасположен к потреблению алкоголя.
Напомню, что великорусская народность сформировалась на территории современных регионов Центральной России примерно тысячу лет назад из самых разных племен как славянского, так и финно-угорского происхождения. Генетическая основа русских и других близких им народов, в отличие от народов Средиземноморского бассейна, формировалась в тот период, когда они не знали ни виноградного вина, ни водки. Ивановская, Владимирская, Ярославская области как раз и являются частью пространства этого общерусского этногенеза.
Ни в одном древнерусском письменном памятнике до монголо- татарского нашествия нет упоминания о пьянстве среди русского народа.
Наши предки не знали виноградного вина. С водкой Россию познакомила Европа в 1428 году. Причем первоначально водка продавалась у аптекарей в качестве лекарства.
Практически сразу ввоз водки из-за границы был запрещён.
Вторично водка вновь стала распространяться на Руси в XVI веке, в царствование Ивана Грозного. По его повелению открыли в столице питейное заведение, которое народ так и назвал: "царёв кабак".
Спустя годы Пётр I открыл дорогу свободному ввозу из Европы и продаже водки. Спаивание народа, порой даже насильственное, постепенно становится одним из способов пополнения бюджета.
Однако в русском народе, в первую очередь, в крестьянской общине, проявлялся чрезвычайно сильный антиалкогольный инстинкт.
В конце 50-х годов XIX века в России возникает волна общего трезвеннического движения. То в одном, то в другом крае огромного государства стихийно образуются островки трезвости. С 1858 года начали создаваться общества трезвости по всей Русской земле. О том времени история хранит свидетельства о всенародном, порой и стихийном выступлении против алкоголизма. Здесь есть и примеры сельских сходов, где требовали закрытия кабаков, и порой дерзких действий - погромов питейных заведений.
В целом, до начала XX века Россия оставалась одной из самых трезвых стран мира. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Душевое потребление алкоголя было меньше 3 литров в год. Напомню, что сейчас - 18 литров.
Массовое движение за трезвость, всегда поддерживавшееся Русской Православной Церковью, стало естественной здоровой реакцией русского народа на эти явления. Количество обществ трезвости исчислялось многими тысячами. Огромное число их участников абсолютно воздерживалось от алкоголя.
Тем не менее, к 1914 году уровень потребления алкоголя достиг ранее неслыханно высокой отметки - 4,7 литра на душу населения (сейчас - 18 литров). Поразительно - несколько десятилетий затем ситуация выглядела совершенно по-другому.
В 1914 году накануне Первой мировой войны в России был принят «сухой закон». Он стал возможен именно в результате массового народного движения за трезвость. В итоге производство и потребление алкоголя в России сократилось почти до нуля — меньше 0,2 литра на человека в год, то есть меньше стакана алкоголя на человека в год.
Сухой закон существовал 14 лет и был отменён в 1925 году. Указ о возобновлении виноводочной торговли 5 октября 1925 года подписал Рыков. И водка до Великой Отечественной войны в народе презрительно называлась "рыковка".
К 1940 году в стране, прошедшей через индустриализацию, коллективизацию, массовые репрессии потребление алкоголя находилось всего лишь на уровне современной Турции - 1,9 литра в год.
В годы Великой Отечественной войны уровень потребления алкоголя падает (вопреки распространенным мифам о фронтовых 100- граммах) и вновь достигает довоенного только к 1952 году.
В страшную алкогольную пропасть страна стала проваливаться с начала 60-х годов. К началу 80-х мы уже имели уровень потребления в 14 литров на душу населения.
Что же случилось? Почему в годы тяжелейшей модернизации второй половины XIX века русский народ сумел противостоять алкоголизации? Почему волна алкоголя не захлестнула СССР в 30-40-е годы? От ответа на эти вопросы во многом зависит выбор нашего собственного пути.
Думается, что в первом случае основой противостояния алкоголизации стал духовно-общественный инстинкт. Русский человек этой эпохи был укоренен в традиционных ценностях, а существовавшее веками реальное гражданское общество порождало не только навыки самоуправления, экологическое сознание, но и способность на общественном уровне отстаивать экологию человеческой души, хранить чистоту.
Именно эти черты нашего народа легли в основу великого советского проекта. Грандиозные общественные перемены, формирование не только новой экономики, но воистину - нового мира, действительно вовлекли в свой поток огромное большинство советских людей. Страна имела четко выраженные цели - державность, социальную справедливость, переустройство всего мира. Огромные издержки новой модернизации и тяжелейшая война не стали причиной срыва в пьянство. У нации был жизненный стержень, женщины рожали детей, а мужчины старались не пить водку.
Надлом произошел тогда, когда на место ясного всеобщего модернизационного проекта пришли лозунги «повышения материального благосостояния трудящихся». Советский Союз из «страны мечтателей, страны ученых» стал превращаться в общество потребления.
Страшное пьянство и нежелание женщин рожать детей порождены именно этими псевдоценностями. Русский человек не может жить вне системы традиционных ценностей и вне великой идеи. Дерзну сказать - без возвращения на пути общественной мобилизации, без великого общероссийского проекта, без объединяющих общества идей не будет ни выхода из пике пьянства, ни действительного возрождения России.
Сегодня именно Русская Православная Церковь предлагает конкретные шаги по выводу страны из тяжелой алкогольной зависимости. Одной из таких церковных инициатив является деятельность Всероссийского Иоанно- Предтеченского Православного братства «Трезвение». На настоящий момент братство представлено в 18 епархиях Русской Православной Церкви, в том числе - в Иваново-Вознесенской. Издается журнал «Трезвое слово» и газета «Трезвение».
Филиалом Братства является Православное Общество трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», созданное по благословению епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа в 2007 году при Свято-Никольском приходе поселка Верхний Ландех. Его руководитель - благочинный Верхнеландеховского района игумен Антоний (Мазурин). Главная обьединяющая сила Общества - это совместная молитва.
Большим торжеством для Общества является празднование в честь образа Богородицы «Неупиваемая Чаша» 18 мая. Члены общества совершают совместные крестные ходы, в том числе - к самым дальним и разоренным храмам района.
Неотемлемой частью работы Общества являются совместные паломнические поездки. Такое общение - мощное объединяющее средство.
Одним из направлений работы Общества является проповедь трезвости среди молодежи, учащихся школы.
Общество стремится организовывать трезвые свадьбы, другие торжества, на которых не употреблялся бы алкоголь. Новый год члены Общества трезвости по традиции встречают не с бокалом шампанского, а в храме, общей молитвой на ночном богослужении в день памяти святого мученика Вонифатия, покровителя трезвенников.
Одной из важных общественных инициатив стало возрождения 11 сентября нового стиля Дня трезвости, отмечавшегося в дореволюционной России на праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Всероссийский праздник трезвости был установлен решением Святейшего Синода в марте 1914 года.
Игумен Антоний и другие члены его общества активно принимают участие в общероссийских мероприятиях православного Братства «Трезвение».
Подобная деятельность развивается и на некоторых других приходах Иваново-Вознесенской епархии. Например, на приходе Воскресения Христова (с.Ёлнать Юрьевецкого района) постоянно проводятся беседы на темы алкогольной зависимости.
Приход Рождества Пресвятой Богородицы (с. Жарки Юрьевецкого р- на) посильно помогаем местным жителям, страдающим недугом пьянства. В настоящий момент на приходе проживает 9 человек, длительное время не употребляющих алкоголь.
В целом деятельность по борьбе с пьянством координируется в Иваново-Вознесенской епархии специальной структурой - Епархиальным отделом по противодействию ВИЧ/СПИДу, наркомании и алкоголизму. На сегодняшний день при отделе выполняют разные виды деятельности 12 человек, из которых 6 - священники. Возглавляет отдел протоиерей Сергий Гончаров, настоятель Свято-Никольского прихода села Григорьево Тейковского района.
Сегодня перед Россией стоит выбор - сохранить себя и стать трезвой или погибнуть и уступить место другим народам и государствам. Наше спасение возможно только на путях крупного общенационального проекта, дающего смысл жизни всему народу и каждому человеку в отдельности. Вне нашей истории и наших традиционных ценностей такой проект просто невозможен. Борьба за трезвость - лишь одна из граней этого великого дела.
Невозможно победить пьянство оставаясь внутри системы ценностей общества потребления. Только радикальное изменение устоев общественной жизни может сохранить нашу страну и обеспечить будущее нашим детям. В противном случае такого будущего просто нет.