Напомним, что это направление развития было определено в 2003 году, когда наша страна стала участницей Болонского процесса. Реформа охватила многие стороны вузовской жизни. Как в рамках таких тенденций меняется жизнь Ивановского государственного университета и что ждет нынешних абитуриентов? Об этом - наша беседа с ректором ИвГУ, председателем Совета ректоров вузов Ивановской области Владимиром Егоровым.
Демографический кризис переживут сильнейшие.
- Владимир Николаевич, как Ивановский университет интегрируется в европейское образовательное поле?
- Начну с того, что стиль вообще всех советских вузов – европейский. Несколько столетий тому назад Россия заимствовала модель университета в Европе, в большей степени – в Германии. Наш тип университетов и институтов – это немецкий тип. И образование было по немецкой схеме: мы давали специальность. А двухступенчатая система - бакалавриат и магистратура – это англо-американская модель. Раз весь мир выбрал эту схему (что было закреплено Болонскими соглашениями), то и Россия на нее переходит. С лета этого года мы уже, по существу, будем работать по двухступенчатой системе.
- Наверное, такая глобализация образования требует от российского вуза и развития международных контактов?
- Безусловно. Если мы говорим об интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство, то это не просто подписание бумаг и не чисто организационные усилия. Конечно, важно было и Болонскую декларацию подписать, и важно было заимствовать передовой опыт западной высшей школы, и грамотно перейти на двухступенчатую систему образования. Но важно еще и поддерживать живую связь с европейскими вузами. Иначе какая это будет интеграция, если мы будем вариться в собственном соку и только по книжкам или документам узнавать, что делается на Западе?
- Какие зарубежные вузы являются партнерами ИвГУ?
- Надо сказать, что в 90-е годы у нашего вуза был очень широкий спектр международного общения. Мы старались общаться со всеми, с кем только можно. Но в последние 10 лет мы сузили этот круг и по материальным, и по организационным соображениям: просто невозможно полноценно поддерживать контакт с 20 вузами одновременно. Наиболее старый наш партнер – это университет Пассау в Германии. Мы поддерживаем личные контакты: осенью этого года состоялся визит нашего ректората в Германию, а в будущем году ожидаем ответного визита наших коллег из Пассау. У нас тесные отношения с Флоренцией (Италия). Мы там больше работаем по линии научных фондов, но поддерживаем контакты и с итальянскими университетами. Плодотворное сотрудничество сложилось с университетом в Стамбуле (Турция). С каждым из этих вузов мы работаем в специфическом направлении. Так, со стамбульским университетом идет сотрудничество по линии юридического и филологического факультетов, с Пассау – по экономическим специальностям, а с Флоренцией контактируют в большей мере наши историки и факультет РГФ. Я рассказал о базисных, системных контактах ИвГУ, но у нас есть отношения и с вузами Польши, Великобритании, Чехии и Сербии.
- Вы не упомянули о контактах с Данией.
- Действительно, мы сотрудничаем с этой страной 20 лет, но в Дании сейчас происходит реформа системы образования, и тот колледж, с которым мы контактировали, сейчас реорганизуется в университет. И хотя сейчас переходный период наших контактов, мы держим руку на пульсе. Эти отношения нам ни в коем случае не хочется терять, и вот почему. Например, Германия – это близкий нам партнер, но немцы сейчас так же меняют свою образовательную модель, как и мы. У них те же самые процессы и, поверьте, те же проблемы. А Дания – дело другое. Она всегда была близка к англо-американской модели. Так что это для нас готовый образец. Думаю, через год-два наши контакты с этим вузом снова выйдут на фарватер.
- Каким образом ИвГУ сотрудничает с вузами, которые вы назвали?
- Это сотрудничество многоплановое. Со Стамбулом проводятся обмен аспирантами, научная работа, контакты преподавателей. Самый широкий спектр работы сложился с университетом Пассау. Мы регулярно обмениваемся студентами, и сейчас в ИвГУ учатся 10 студентов из этого вуза – они изучают русский язык. Немецкие студенты приезжают к нам на месяц-два, некоторые остаются на целый семестр. Периодически в нашем университете преподают профессора из дружественных нам зарубежных вузов. Понимаете, важно, чтоб не только наши преподаватели, аспиранты и студенты побывали в европейских университетах, но и чтобы к нам приехали, чтобы оценили уровень нашего вуза. Нам это очень ценно и дает именно ту живую связь с европейским образовательным сообществом, которая заложена в Болонском процессе.
- Одно из веяний, которое пришло в Россию из-за рубежа, - это информатизация образовательного процесса и, в частности, дистанционное обучение. ИвГУ первым среди вузов Ивановской области провел профориентацию абитуриентов через сеть Интернет. Кроме того, сейчас одиннадцатиклассники имеют возможность пройти дистанционные курсы по подготовке к поступлению на разные факультеты ИвГУ.
Владимир Николаевич, как лично вы относитесь к дистанционному образованию и в чем видите его перспективы?
- По моему убеждению, оно должно быть не больше и не меньше, чем… должно быть. Лет десять назад вообще было стремление чуть ли не всю российскую систему образования перевести в дистанционную форму. Мол, нечего тут ходить, полы топтать и каблуки снашивать. Сиди дома и через компьютер общайся с педагогом. Потом поняли, что эта форма образования не вполне полноценная. Она хороша для людей физически ограниченных, которые не могут лично посещать университет. Она оптимальна для студентов-заочников, которые работают в другом городе. Но все равно дистанционное обучение никогда не должно заменять живого общения педагога со студентом. Не спорю, есть люди, которые в силу склада характера и ума могут блестяще освоить дисциплину без помощи педагога. Но это все-таки «эксклюзив». А в массовом образовании мы от педагога не отойдем никогда. Конечно, смешно и неправильно было бы не пользоваться возможностями современных средств связи, но в то же время наступил период отрезвления, и мы понимаем, что все должно иметь свое место. В частности, в последнее время мы стали расширять комплекты учебных материалов за счет электронных носителей, дополнительных аудиовизуальных форм, интернет-конференций… Но тем не менее основой учебного процесса остается живое общение.
Кстати, через подобное «увлечение» информационными технологиями прошли не только мы. Например, лет десять назад я узнал о существовании в Вашингтоне целого института дистанционного образования, который начал с того, что стал Африку обучать в дистанционном режиме. У них тоже были энтузиасты, которые считали, что через несколько лет, кроме такой формы образования, ничего не останется. И уже тогда там были скептики, которые сомневались в этом. А сейчас, по нашей последней информации, в Америке дистанционное образование занимает ту нишу, которую должно занимать, - не более того.
Что касается дистанционной работы с абитуриентами и использования для этого возможностей Интернета и сайта ИвГУ – сейчас это требование жизни. Вы знаете, что демографическая ситуация в стране не такова, чтобы вузы почивали на лаврах.
Выпускников становится меньше. Дело в том, что нынешние абитуриенты – это дети «лихих 90-х», когда рождаемость в стране была очень низкой. Именно в нынешний и два последующих года вузам предстоит пройти самое «дно» демографического кризиса, а затем начнется медленное-медленное повышение. Более-менее заметный рост ожидается лишь в 2017-18 годах. Нам важно пережить ближайшие два-три года, не допустив разрушения научных школ и большого сокращения вузов. Ведь этот потенциал высшая школа нарабатывала десятилетиями.
- Как еще вы привлекаете абитуриентов?
- На самом деле я считаю, что упомянутые способы – как раз не главные в привлечении новых студентов. Самый лучший бренд вуза – это качество его работы. Вот простая аналогия: даже если «мерседес» не будет рекламироваться, его все равно будут покупать. Так же и вуз. Если он не уронил своего престижа, не скатился на торговлю дипломами, не утонул в сомнительных «филиальных» новациях, а занимался серьезным академическим, фундаментальным образованием, я убежден: абитуриенты это понимают. Но мы должны осознавать также и то, что среди студентов есть такие, кто идет не за знаниями, а за бумажкой, дипломом. Они надеются прожить за счет родителей или каких-то иных возможностей, хотя, я уверен, по жизни их ждет глубокое и горькое разочарование…
Но большинство студентов все же идет за знаниями. На них-то как раз и нацелены усилия серьезных ивановских вузов. А в нашей области в основном работают серьезные вузы, которые не растратили своего престижа. Думаю, что они и будут набирать своего абитуриента.
- В рамках нового проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», который сейчас широко обсуждается, в частности, предлагается отменить льготы при поступлении в вуз. Как вы к этому относитесь?
- Если говорить о льготах для медалистов (которые, по сути, уже отменены), то сами медали себя скомпрометировали. В прежние годы с медалью заканчивали школу 15-20 человек на всю область, а сейчас «золото» и «серебро» стали выдавать чуть ли не мешками. А потом эти абитуриенты приходили к нам и делали в сочинениях многочисленные ошибки... Я говорю утрированно, но весьма близко к ситуации. То же и с олимпиадами. Раньше была единая государственная олимпиада, и льготы имели те, кто в ней побеждал, - 5-6 человек на всю область. Сейчас же свои олимпиады проводят не только вузы, но даже училища и колледжи…
Я считаю, что льгот должно быть мало. Они необходимы для инвалидов, демобилизованных военнослужащих, для целевой подготовки. Но и это должно регулироваться. В последнее время справки об инвалидности тоже стали получать какими-то хитрыми путями.
Однако в целом я не стал бы критиковать нынешние правила приема, как не стал бы и критиковать ЕГЭ. Мы анализировали результаты приема на самые востребованные, «модные» специальности, и стало очевидно, что ЕГЭ выполнил свою задачу, уравняв абитуриентов. А недостатки есть в любой системе, с ними просто надо бороться.
- По итогам всероссийского конкурса ИвГУ получил звание «Вуз здорового образа жизни» за 2010 год. Благодаря чему?
- Скажу откровенно: я считаю, что мы заслуженно победили. Мы занимаемся этим направлением достаточно давно. Профилакторий ИвГУ – один из лучших в России. Мы вложили огромные средства в развитие спортивного лагеря на Рубском озере, это невозможно не увидеть. В нынешнем году в 9-м корпусе на улице Якова Гарелина завершен ремонт спортивного зала. Этот зал экстра-класса стал новым, третьим спортзалом нашего университета. Все это нацелено на оздоровление студентов, как и созданный недавно Центр психологической помощи студентам с зависимостями «Стиль жизни» – кстати, именно этот проект мы и представляли на конкурсе. В рамках работы этого центра студенты, отдыхающие в профилактории, участвуют в занятиях по профилактике зависимостей (алкогольной, наркотической и никотиновой). При оборудовании центра мы получили методическую помощь от американцев, а работают в нем психологи нашего вуза.
Беседовала Софья Королёва
Интервью журналу «Директор» №3(122)