Основным докладчиком выступил член Общественной палаты Ивановской области Роман Круглов. Он отметил, что в настоящее время существует ряд проблем, связанных с реализацией 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, проведенный анализ работы общественного транспорта, курсирующего в областном центре, выявил несоблюдение графиков движения, а также недостаточное количество автобусов на маршрутах.
Роман Круглов рассказал, что при проведении конкурсов на право осуществления перевозок пассажирским транспортом действует система баллов, которая дает привилегии предпринимателям, ранее заключавшим договоры: «Опыт работы до 3 лет дает 5 дополнительных баллов, от 3 до 6 лет – 10 баллов, от 6 до 9 лет – 15 баллов и опыт более 10 лет – 20 баллов, в то время как вновь пришедшим на конкурс перевозчикам, при наличии у них более качественного транспорта, в частности, низкопольных автобусов и оборудования для перевозки детских колясок, в рамках проведения конкурсных процедур будет начислено только по 2 балла за каждое преимущество». По словам Романа Круглова, у перевозчика, имеющего опыт нет никаких причин совершенствовать свой парк транспортных средств, а установленный механизм конкурса ограничивает конкуренцию на рынке пассажирских услуг: «Ни один перевозчик, имеющий неоспоримые преимущества перед прежним, не сможет преодолеть 20-ти балльный барьер».
Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Ивановской областной Думы Александр Фомин поддержал Романа Круглова, отметив, что, безусловно, необходимо поощрять долгую работу перевозчиков, но должны сохраняться условия для конкуренции в данной сфере, в противном случае придется вводить исключающие и запретительные меры.
Член Общественной палаты Марина Римская обратила внимание участников заседания на вопросы, касающиеся технического состояния транспортных средств: «В шкале для оценки критериев при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Иванова максимальный срок эксплуатации от 10 лет и более дает перевозчику 5 баллов. Это может привести к тому, что в городе будет курсировать транспорт, не соответствующий требованиям безопасности». Председатель комитета по транспорту и связи Администрации города Иванова Сергей Максимов рассказал, что сфера технического состояния транспорта требует особого регулирования: «В настоящее время основная тенденция развития транспортной инфраструктуры областного центра ориентирована на привлечение автобусов в исправном состоянии, которые не будут портить архитектурный облик города».
Глава города Иваново Владимир Шарыпов поблагодарил Общественную палату за то, что она поднимает такие важные, социально значимые темы в рамках своих заседаний. Он также рассказал, что контракты на право осуществление перевозок заключены на долгий срок без анализа ситуации в сфере общественного транспорта. «Мы видим, что есть дублирование пригородных и городских маршрутов. Не идет речи о том, чтобы выводить пригородные маршруты из города. Сейчас мы будем работать над тем, чтобы встроить их в городскую сеть», – добавил Владимир Шарыпов. Кроме того, после завершения исследования маршрутно-транспортной сети работа по переносу маршрутов и оптимизация в сфере общественного транспорта будет проводиться поэтапно: «Нельзя допустить социального напряжения, которое будет связано с невыходом перевозчиков на маршруты. Все решения, которые мы примем, будут максимально открытыми, обоснованными и понятными для перевозчиков», – рассказал Владимир Шарыпов.
Вторым вопросом повестки дня заседания стало рассмотрение обращения от жителей Сортировки, которые указывают, на недостаточное количество автобусов в часы пик, что приводит к давке и вызывает проблемы при пользовании общественным транспортом. Проведенный на основании обращения мониторинг работы общественного транспорта подтвердил слова жителей. «Это говорит о том, что контроль за перевозчиками недостаточен», – добавил Роман Круглов.
В ходе расширенного заседания комиссии участники рассмотрели проект рекомендаций в адрес ответственных органов власти. Авторы рекомендаций предложили внести изменения в реестр маршрутов регулярных перевозок города Иваново, дополнив его пункты характеристиками транспортных средств, позволяющих контролировать качество оказания услуг по перевозке граждан.