Дешевеющее такси - угроза всей системе пассажирского транспорта

Дешевеющее такси - угроза всей системе пассажирского транспорта

Услуги легкового такси в регионе постоянно дешевеют. Это уже ни для кого не секрет. Когда всё вокруг, включая проезд в общественном транспорте, непрерывно дорожает, выглядит это более чем странно.

Машины, топливо и горюче-смазочные материалы, мягко говоря, дешевле не становятся, растут налоги, стоимость страховок вообще зашкаливает. Уже и для рядовых граждан содержание личного автомобиля становится обузой. Как же удается таксистам оказывать свои услуги по все более низким ценам? За чей счет такая манна небесная, и нет ли тут какого подвоха?
Давайте разбираться.
Такси дешевеет не в силу каких-либо позитивных сдвигов в экономике, и уж конечно не по воле самих таксистов. В регионе продолжает набирать обороты ценовая война между диспетчерскими службами.
Война за клиента.
Интересы таксиста в этой войне или не учитываются, или учитываются ровно настолько, чтобы он не сразу убежал к конкурентам.
Свежи ещё в памяти забастовки и митинги прошлой весны, а уже начало этого года вновь отметилось очередным снижением. Сначала местная компания
41-01-41 уронила цены до уровня 2010 года, а затем и залётный игрок запустил на фоне собственной сверхдешёвой тарифной политики дополнительного дискаунтера.
Теперь весь город пестрит рекламой нереально дешевых услуг такси.
Понятно, что клиент только «за», и если людям завтра предложат ездить даром, то в большинстве случаев они согласятся, не задумываясь.
Однако задуматься есть над чем.

До какого уровня могут опуститься расценки в такси?
Ответ я поискал в других регионах.
Вот эта картинка, например, из города Йошкар-Ола:

За счет чего достигаются такие цены? Все просто. Сетевые компании заказа такси – это на самом деле необыкновенно прибыльное предприятие. Затраты - лишь на содержание call-центра (как правило, одного на несколько регионов), связь и рекламу. Сотрудничают такие организации со всеми, у кого есть машина. Лучшее тому подтверждение - недавний рейд областного департамента дорожного хозяйства и транспорта совместно с правоохранительными структурами. Из шести «контрольных закупок» - все в цель. Один таксист - гражданин другой страны с просроченным водительским удостоверением, второй отказался предъявить документы по требованию инспектора, у третьего автомобиль не переоформлен после покупки…
В борьбе за рынок службы такси играют с ценами, частично компенсируя водителям разницу в стоимости по отношению к другим компаниям.

В итоге все идет к тому, что местные компании потихоньку прекратят своё существование или превратятся в компании карликовые - с парой операторов и 20-30 машинами, поскольку элементарно не выдержат ценовой конкуренции. У них нет такой «жировой прослойки», как у сетевых конкурентов. Оставшиеся игроки моментально перестанут дотировать ивановский рынок за счет прибыли из других городов присутствия. А зачем? Ведь это колоссальные затраты! Да и конкурентов к тому времени не будет.
Вот тут и придет боль разочарования. Дело в том, что при любом раскладе водителям не на что будет обслуживать свои машины, и они постепенно превратятся в хлам (это происходит прямо сейчас, но пока менее угрожающими темпами). Начнется борьба за «выживших» водителей, и службы снова начнут поднимать цены, ведь их прибыль – не что иное, как проценты от суммы выполненного водителем заказа. Поэтому в их интересах будет держать максимально высокие цены.
Но до этого этапа ещё далеко. А вот что произойдет с общественным транспортом на фоне сверхнизких тарифов на относительно комфортные услуги такси, догадаться несложно. Вся система общественного транспорта — и автобусы разной вместимости и марок, и дотируемые государством троллейбусы - начнет стремительно деградировать. Перевозчики потеряют возможность обслуживать лизинговые и кредитные обязательства, не на что станет содержать и обновлять парк. Конкуренции с беспрецедентно дешевым такси им не выдержать. Восстановить общественный транспорт в случае краха отрасли будет делом весьма сложным и невероятно затратным.

А пока сами таксисты вполне могут составить конкуренцию любому виду колесного общественного транспорта.

Это фото сделано у наших соседей – во Владимире. Как вы думаете, чем занимается водитель этого авто? Правильно: ездит по маршруту общественного транспорта. Правда, берёт чуть дороже, чем автобусы, но разница некритична.
Несмотря на кажущееся благополучие, Москва также недалеко ушла в этом отношении. На картинке ниже машина как раз из столицы нашей родины.

Если принять во внимание, что на этот автомобиль имеется соответствующее разрешение, а так же соблюдены все требования закона, то сделать с ним никто ничего не сможет, и запретить водителю так зарабатывать на жизнь нельзя. По закону нельзя. А вот разборок с «старшими коллегами» избежать вряд ли удастся…

Впрочем, роста волны криминала на фоне демпинговых войн не избежать и без разборок таксистов с маршрутчиками.
Вся беда в том, что основная масса водителей, которые работают в такси на относительно «свежих» машинах, невероятно закредитованы. Сначала они берут кредит на покупку авто, потом - потребительские кредиты на ремонт, потому что рентабельность резко снизилась. Многие водители от безысходности снова идут в банк за кредитом, чтобы погасить кредит ранее взятый.
Знаю, таких немало. Это путь в никуда. Тупик.

Многие мне справедливо возразят: мол, это же бизнес, надо уметь оценивать свои риски и т. д. Поэтому я не призываю пожалеть таксистов. Просто не исключено, что загнанные в угол люди начнут искать дополнительные возможности расплатиться по счетам. И не всегда они найдут эту возможность, не нарушая закон и не прибегая к имущественным преступлениям.
Помимо предсказуемого роста криминала несложно предугадать и серьезный рост социальной напряженности. Таксисты озлоблены, они уже все на нервах. Ко мне регулярно, по нескольку раз в день приходят люди с требованием организовать митинг или перекрыть дороги, заставить власти вмешательства в ситуацию. Всё с бОльшим трудом мне удается объяснять людям, что перекрытие дорог, например, ни к чему, кроме волны негатива от других автомобилистов, не приведёт.
Но фитиль уже тлеет.

Теперь - к любимому вопросу Чернышевского: что делать?
На данный момент ситуацию может исправить лишь силовое комплексное решение вопроса. На мой взгляд, необходима большая, рутинная и постоянная работа всех контролирующих структур по приведению рынка в законное русло. Позволить себе работать ниже уровня рентабельности могут лишь водители, не соблюдающие требования закона. Этот момент и необходимо учитывать при разработке планов спасения ситуации.

Времени на раздумья у власти осталось немного. Ситуация развивается стремительно. Один из сетивиков, по слухам, готовит контратаку по конкуренту и планирует опустить расценки до 30 рублей.