Безопасность дорожного движения: вопросы без ответов

Безопасность дорожного движения: вопросы без ответов

Пользуясь представившейся возможностью, посетил заседание правительства Ивановской области, которое было посвящено безопасности дорожного движения. На таком заседании присутствовал впервые, поэтому был немного шокирован числом присутствующих - члены правительства, главы муниципалитетов и районов, прокуратура, полиция, федеральные надзорные органы, СМИ…

Основным докладчиком был руководитель областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Андрей Шушкин. Под бодрый аккомпанемент проектора он рассказал участникам заседания о километрах отремонтированных дорог, нанесенной разметки, замененных барьерных ограждений, линий искусственного освещения, успехах освоения федеральной и местной программы повышения безопасности дорожного движения, а также о планах на этот и последующие годы. Кроме того, Андрей Анатольевич поведал собравшимся об интерактивной карте ДТП и даже о применении мобильных детских автогородков.

Содокладчиками выступали врио начальника УГИБДД Александр Щеголев и зампред Ивановской областной думы, куратор прекратившего свое существование пилотного проекта по безопасности дорожного движения RS-10 Владимир Гришин.
Первый использовал в своем выступлении отраслевые графики и цифры, по отношению к параметрам предыдущего года доказывающие связь между деятельностью сотрудников госавтоинспекции и изменениями в статистике ДТП. Оказывается, наша область по некоторым показателям чуть ли не впереди планеты всей.
Тут уместно вставить красноречивую цитату. Итак, несколько цифр:

  • в СМИ и сети интернет размещено 4000 материалов о деятельности ГИБДД и пропаганде соблюдения ПДД;
  • произведено 17 000 показов 300 роликов профилактической направленности по телевидению и на информационных экранах;
  • 197 аудиороликов 19 000 раз прозвучали по радио и репродукторов городской уличной сети;
  • размещено 234 материала наружной рекламы;
  • проведено 316 детских профилактических и обучающих мероприятий, тысячи классных часов и 820 родительских собраний.

Конец цитаты. Ну как, прониклись?
Владимир Гришин основной акцент сделал на успешных (по его мнению) итогах реализации на территории области проекта Всемирной организации здравоохранения (речь идет об RS-10). Надо признать, терминами пользоваться пиарщики его научили. Звучало красиво, умно и непонятно. А это главное, когда нужно обосновать продолжение финансирования.

Очень порадовал доклад мэра Шуи Сергея Рощина. Как-то так получается, что он очень удачно и оперативно подключается к решению автодорожных проблем, что естественным образом сказывается на результатах. Не успели шуйские автомобилисты ему пожаловаться на то, что на улицах темно, как 70% неработающих линий освещения были отремонтированы, а 44 ртутных фонаря заменили диодными (еще 600 – на очереди). Тем, кто следит за ситуацией с освещенностью дорог в Иванове, сразу зададут вопрос: «Что у нас мешает сделать так же?» А не знаю!

Доклад представителя центра медицины катастроф я опущу: не впечатлил. Если бы работники центра так же рассказывали об оказании медпомощи на своих платных семинарах, аудитории бы постоянно пустовали. Зато доклад представителя Всероссийского общества автомобилистов Александра Мановского оказался «великолепен»: присутствующим была зачитана резолюция съезда ВОА, которая призывает помочь с налоговыми и другими вычетами и предоставлением земли и иных благ для того, чтобы ВОА могло продолжать оказывать коммерческие услуги населению по обучению вождению. Но!! Докладчик вспомнил о ПОЗАПРОШЛОГОДНЕМ мероприятии в облдуме, где были выработаны рекомендации, которые полностью не реализованы до сих пор (я в прошлом году делал об этом доклад на областной комиссии по безопасности). Там есть ОЧЕНЬ дельные рекомендации. Одно их исполнение может коренным образом, например, изменить ситуацию с ДТП и нарушениями маршрутных транспортных средств, которые валом валят в последнее время. Буквально вчера моя 129-ая маршрутка влетела в грузовик, как обычно проигнорировав сигнал светофора, знаки и разметку. По памяти, не обращаясь к первоисточнику, могу процитировать, что там были такие рекомендации для МТС, как не ездить быстрее 40 км/ч и не совершать обгоны. Просто и эффективно, согласитесь?

Такое вот мероприятие. Ну а теперь позвольте привести еще одну цитату, только уже из преамбулы федеральной программы повышения безопасности на дорогах (я вас уверяю: в региональной программе приведены практически те же самые слова):

Целью программы является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом;

Задачами являются


  • создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
  • формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
  • повышение культуры вождения;
  • развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку.

Теперь, друзья и коллеги, внимание – вопросы.
Почувствовали ли вы благодаря статистике о километрах отремонтированных дорог и т.д., и т.п., что у вас формируется негативное отношение к правонарушениям в сфере дорожного движения?
Насколько рекламные ролики и материалы поспособствовали повышению культуры вождения? Может быть, то, что с вами в соседнем ряду едет человек с регистратором, который может сообщить о ваших выкрутасах на дороге, имело бы более серьезный стимул? Участвуете ли вы в каких-либо мероприятиях, где за отличное вождение получаете какие-то бонусы – например, страховка стала стоить дешевле, есть скидка на оплату товаров и услуг или другие привилегии?
Можно ли признать придирки на экзаменах для водителей в ГИБДД действительно повышением требований к курсантам и почему тогда эти же самые требования не такие же, как в соседних регионах, куда люди вынуждены уезжать и временно прописываться, чтобы сдать на права?

Многие мои знакомые уже в курсе, что мы с группой надежных товарищей начинаем новый проект по безопасности дорожного движения и уже столкнулись с недопониманием в тех же структурах ГИБДД. До этого мы проводили ряд полезных мероприятий, которые представителям власти и правоохранителям почему-то не удалось взять на вооружение. Попытки были, но... Чего стоит только приглашение на день города в Кинешму, где нам предлагалось продемонстрировать местным автомобилистам мертвые зоны машины. Глупее место и повод для такой акции трудно было найти.

Проводя в позапрошлом году анализ исполнения рекомендаций Ивановской областной думы, я исследовал вопрос сотрудничества администраций муниципалитетов области с представителями заинтересованных в безопасности дорожного движения общественных объединений на местах. Таковых либо нет, либо это вертикально спущенные чьи-то представительства, либо непрофильные организации – профсоюзов, ветеранов или пенсионеров. Вот когда в каждом субъекте появятся, заработают и будут поддержаны - пусть будет это слово - самобытные объединения водителей с собственными уникальными целями и методиками работы по БДД, тогда можно будет всерьез говорить, что задачи ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» выполнимы.

В заключение хотелось бы отметить – губернатор Павел Алексеевич призвал собравшихся и дальше продолжать работу по безопасности дорожного движения, акцентируя внимание на безопасности пешеходов. В прошлом году же, в рамках круглого стола Общественной Палаты, мы как раз поднимали вопрос об изменении подхода и обращении большего внимания на безопасность пешеходов, необходимости применения уже на стадии проектирования и строительства спецсредств, снижающих скорость и ограничивающих свободу маневра – островки, шиканы, антикарманы и тп. К сожалению, пока они никак не применяются, даже на новых и реконструированных в прошедшем году дорогах – Кудряшова, Кузнецова, Смирнова. Отсюда скорости, наезды и ДТП.