Агрессивное вождение

Агрессивное вождение

Недавно глава правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев подписал постановление о введении в ПДД термина «опасное вождение» А спустя неделю, 8 июня, этот документ вступил в силу. Молодец.
Вот только наказание за данный вид нарушения будут придумывать лишь осенью, что уже привело к ошибкам непрофильных СМИ, которые поторопились указать размер штрафа в 5 тысяч рублей. А также к пересудам в водительской и околодорожной среде.
То, что определенные изменения в ПДД уже назрели - это было ясно давно, и «гонки мажоров на Гелентвагене» тут далеко не главное, хотя, возможно, именно они послужили катализатором данного процесса.

Понятно и то, что хэдлайнером в закручивании гаек уже традиционно выступает либеральный Медведев. Потом Владимир Владимирович вмешается и немного сделает послабление, но в целом все будет жестче, чем было. Так уже делали с нулевой нормой промилле содержания спирта в выдыхаемом воздухе, и так, видимо, будет с +20км/ч, с которых начинаются штрафы за нарушения скоростного режима. Рано или поздно Путин вмешается и оставит эту норму лишь для загородных дорог, введя в населенных пунктах снова +10. И, думаю, многие этот шаг поддержат.

Вопрос тут вот в чем: это, наверное, очень хорошо, когда власть гибко и оперативно реагирует (или делает вид, что реагирует) на вызовы времени. Но ведь мода на антисоциальное поведение не появилась вдруг вчера, из ниоткуда. Поп-культура – реклама, телевизор, кино и видеоклипы – давно внедрили в массовое сознание идею о том, что пренебрежение правилами и условностями (в том числе и на дороге) – это синоним достатка и успеха. Позволить себе все это крутую машину, гонки, договориться с блюстителями порядка и уйти от ответственности - могут лишь самые крутые… или наглые (или сами блюстители порядка в широком смысле этого слова – знаю о чем говорю и готов доказать в суде).

Так почему же раньше этого не произошло. Что мешало? Или если все же что-то было, то давайте разберемся. Быть может, правительство и ГИБДД стимулируют водителей к соблюдению правил ДД (дорожного движения) и формированию позитивной модели вождения? Например, экономически – через скидки и бонусы. Нет?
Нет! Есть система увеличения стоимости, системы удешевления нет. Страховка ОСАГО при отсутствии нарушений не становится дешевле (нет такого коэффициента). Учитываются лишь совершенные или не совершенные ДТП. А если водитель, например, управляет служебным автомобилем со страховым полисом без ограничения, то за год его КБМ вообще обнуляется, хотя никаких ДТП он в это время не совершал. Да и саму страховку трудно приобрести, т.е. страховщики наоборот подталкивают людей нарушать ПДД.
Магазины или развлекательные центры тоже никак не поощряют лояльных автомобилистов – наоборот, ТЦ «Серебряный город», введя платный въезд на парковку, спровоцировал появление стихийных паркингов в окрестных дворах.
ГИБДД? А что ГИБДД - у них скидки нарушителям. А не тем, кто не нарушает. Даже вилка – штраф или предупреждение - не действует, пишут сразу постановление на штраф, который в течение 20 дней можно оплатить с 50-процентной скидкой. Данная мера направлена лишь на борьбу с коррупцией в стройных рядах, когда водителю уже не проще заплатить половину на месте. Ни о какой прогрессивной шкале (привязанной к достатку нарушителя) речи пока не идет. Т.е. что учитель с зарплатой 12 тысяч будет на 5 тысяч оштрафован, что сын топ-менеджера «Лукойла» (с доходом, по одним данным, 28 млн, по другим - 8 млн рублей в месяц) на ту же сумму. И то, если удастся его поймать. А при прогрессивной шкале это на минуточку могли бы быть 4 млн рублей в бюджет повышения БДД, на светофоры и прочее.

Но подвести в рассуждениях хочется все же не к этому. Т.к. надеюсь, что до прогрессивной шкалы, так же, как и до обязательной видеофиксации нового типа нарушения ПДД – опасное вождение – они у себя в правительствах сами додумаются. Так же как и о социальном маркетинге – поощрении адекватного вождения. А вот о чем хотелось бы сказать, так это о том, что программа повышения безопасности дорожного движения на 2016-2020 годы насквозь не корректна, до 90% ее бюджета в регионах идет не на меры профилактики, а на карательные санкции (что даже в ОНФ отмечают). Хотя в преамбуле «о целях и задачах» слова про профилактику идут чуть ли не первой строкой. Отсюда и разрыв между ожиданием и реалиями с гонками на Гелентвагене. Господа-товарищи, а откуда тогда она, модель нормального поведения на дороге, по-вашему, возьмется? Кто ее должен и будет формировать?
ГИБДД, у которой якобы палочной системы нет? Как? Спецподразделениями на турбированных шкодах, для отлова водителей с битами, травматами и кастетами. Ну и как, помогла она, эта рота, с поимкой мажоров? Нет?
А может МГЕРовские активисты типа запрещенного на территории РФ Стопхама? Нет, они тоже не справились. У них немножко другие задачи и приоритеты – там приветствуется «трэш и угар». Зрители в интернетах жаждут зрелищ с мордобоем и матом. Тем временем с обычными людьми, выступающими за безопасное вождение, нарушители втихую разбираются на раз-два: то тут, то там в новостях слышно – сожгли или повредили машину гражданскому активисту, боровшемуся с коррупцией или беспределом на дорогах. Так вот, не хватает существующей программы повышения БДД в том виде что ее реализуют. Так же не справится в одиночку и закон об опасном вождении без поддержки в обществе. Необходимо поощрять и активно развивать автоклубы пропагандирующие уважение на дорогах, взаимопомощь, повышение культуры вождения, внедрять особо успешные региональные практики на федеральном уровне.

Говоря о той же ФЦП повышения БДД и нарушителях, хочется сделать акцент на том, что гонки и игнорирование правил становятся возможны, в том числе, при ошибках в проектировании, строительстве и организации дорожного движения. Спроектированные для движения танковых колонн городские магистрали никоим образом не стимулируют водителя к соблюдению скоростного режима. Наоборот, водители непроизвольно нажимают на гашетку. Улицы на въезде в населенные пункты не отличаются от загородных дорог – те же деревья и кусты, та же, если не бОльшая, ширина проезжей части и просторная укрепленная обочина. Таких примеров можно привести массу. Балансодержатели же ссылаются на необходимость поддержания и увеличения пропускной способности улиц. А проектировщики - на ГОСТы. Хотя там, где власти реально хотят что-то поменять, ГОСТы (носящие добровольный характер) не становятся преградой – примеров тому масса и не только в Москве. Те жалкие метры дорог, что продолжают строиться, в том числе и в густонаселенных частях города, по-прежнему не безопасны для жителей близлежащих домов и провокационны для водителей – пример только что построенная Кудряшова.

Целевая программа повышения безопасности дорожного движения вместо исправления ситуации предлагает локальные (точечные), но весьма не дешевые (от 700-800 тысяч рублей за объект) меры – завесить все пространство у школ и садов знаками и закрасить разметкой. В итоге мы получаем возле двух школ, посреди разбитых дорог и отсутствующих тротуаров, до 30 новых знаков и разметку прямо по ямам, а вокруг - хоть потоп. А ведь школ в городе не две, и не три, а нерегулируемых переходов вообще более 300, в том числе и через четырех-шестиполосные дороги. Вот где пора менять подходы - в организации ДД (дорожного движения) причем на стадии проектирования. Применять АСУДД (автоматические системы управления дорожным движением) и прочее и прочее.

Поэтому на очередном заседании комиссии по дорогам и транспорту Общественной палаты мы зафиналим обсуждение элементов, которое начали еще в феврале 14 года. Членам комиссии, а так же приглашенным депутатам ИОД, представителям управления благоустройства города Иваново и департамента дорожного хозяйства области – отдел содержания, сотрудникам ГИБДД из ныне расформированного отдела дорожного контроля – будет предложен проект резолюции об обязательном применении новых элементов при реконструкции улиц и оформлении пешеходных переходов и сам список таких элементов.