Альтернативы и сценарии стратегического развития

В зависимости от дальнейшего состояния российской экономики возможны как минимум два сценария развития Ивановской области: «консервативный» и «интенсивный».

2.1. Оценка сценария интенсивного развития

Учитывая нарастающие макроэкономические угрозы в виде усиления международной и межрегиональной конкуренции, в данном случае саморегулирующей силы рынка для обеспечения ощутимого экономического развития уже недостаточно. Выход - в максимальной активизации усилий Правительства Ивановской области по обеспечению условий для интенсивного роста экономики области. Интенсивный сценарий характеризуется тем, что выявленные путем анализа стратегически перспективные отрасли реального сектора экономики должны развиваться темпами в 2 - 3 раза выше существующих.

Для этого необходимо сосредоточиться на двух условных направлениях: инвестиционном и инновационном.

Правительство области уже выступает инициатором привлечения крупных российских и зарубежных компаний на территорию области. Кроме того, областные власти ведут переговорный процесс в политическом пространстве, стараясь сформировать включенность и участие отраслей области в крупных макрорегиональных проектах. Дальнейшее наращивание эффективности может быть обеспечено крупным мегапроектом кластерного типа. Производство высокотехнологичной продукции, ориентированной на международный рынок, с включением в производственную цепочку множества предприятий-партнеров позволит нивелировать последствия вступления в ВТО, даст пролонгированный импульс для развития целого ряда смежных отраслей: науки, образования, транспорта и т.д. В отличие от других регионов в пользу реалистичности международных проектов на территории Ивановской области свидетельствует несколько факторов, таких как сильная базовая промышленная структура, сконцентрированный опыт в стратегических отраслях, система подготовки кадров, специализированная научная база, удачная география региона.

Традиционно сильная научная база Ивановской области по-прежнему имеет потенциал развития и должна быть использована как еще один ресурс экономического развития. Стимулирование инновационной деятельности должно обеспечить инновационные потребности Ивановской экономики, рост конкурентоспособности отраслей за счет внедрения адекватных требованиям разработок, включенности в интеграционные, кластерные модели.

Таким образом, речь идет о:

   - развитии инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;
   - создании венчурного фонда, который обеспечит экспертизу, конкурсный отбор и венчурное финансирование научно-технических проектов по созданию высокотехнологичной продукции, повышению эффективности малых инновационных предприятий;
   - привлечении крупных инвесторов в текстильное производство, машиностроение и металлообработку, сектор АПК с целью проведения ускоренной модернизации материально-технической базы и стандартизации продукции для ее продвижения в трансрегиональные торговые сети;
   - привлечении инвестиций для создания новейших высокотехнологичных производств, формировании на их основе интеграционных систем кластерного типа;
   - привлечении международных партнеров в области туризма и гостиничного бизнеса с целью формирования международного туристического потока (вытягивающего за собой российский рынок) и условий пребывания на территории области на уровне мировых стандартов (в том числе в области профессионального обслуживания);
   - реализации программ промышленного оздоровления предприятий области, поддержки продвижения товаров ивановской промышленности на российский и международный рынки;
   - целенаправленном инвестиционном маркетинге Ивановской области, плановой работе по созданию привлекательного имиджа региона среди населения России, российских и иностранных инвесторов;
   - создании системы подготовки управленческих кадров международного уровня;
   - развитии кадрового потенциала области, особенно системы подготовки рабочих кадров.

В рамках данного сценария прогнозируются:

   - вовлечение ресурсов предпринимательского сектора в процесс воспроизводства регионального сектора исследований и разработок, которые в настоящий момент направлены поставщикам технологий за пределы региона;
   - повышение интеллектуального и инновационного потенциалов региона;
   - формирование текстильного кластера, в значительной степени ориентированного на российские и международные рынки;
   - развитие индустриальных парков;
   - высокий темп развития АПК, значительно интегрированного в межрегиональные сети и мировой рынок;
   - формирование полноценного туристического комплекса, предлагающего услуги на мировом уровне и включенного в мировую туристическую индустрию;
   - комплексное повышение инвестиционной привлекательности области.

Реализация данного сценария, оптимального в экономических условиях Ивановской области, имеет ряд условий и ограничений.

Создание инновационной и инвестиционной инфраструктур должно носить плановый, системный, устойчивый характер. Цель инфраструктурных систем, обслуживающих инвестиционный и инновационный процессы, - продуцирование эффективных партнерских связей госорганов, банковских, страховых, инвестиционных структур и общественных организаций. Это необходимое условие успешности предполагает создание гибкой системы, деятельность которой планируема и управляема, а ее результаты прогнозируемы на годы вперед.

Для этого потребуется и перестройка управленческой структуры региональных государственных органов в виде перехода к планированию и оценке деятельности по результатам.

Ядром системы должен стать управленческий центр межведомственной координации, административного и информационного сопровождения приоритетов развития.

Главным ограничением данного сценария является крайняя ограниченность бюджетных средств, зависимость от дотаций федерального центра. Переход на современную, оптимальную систему государственного управления и бюджетирования даст несомненную отдачу в виде более эффективного использования денежных потоков. Кроме того, дальнейшее развитие бюджетных отношений с федеральным центром предполагает выделение денег сверх национальных проектов и нормативного минимума под экономически обоснованные, стратегически важные региональные проекты. Это мощный ресурс, на получение которого необходимо сосредоточить усилия. Инвестиционные средства, страховые деньги, длинные кредиты и прочий финансовый инструментарий, основанный на доверии власти и бизнеса, станет третьим источником необходимых денежных ресурсов.

Таким образом, в случае активного экономического роста в России в Ивановской области ожидаются:

   1. Повышение инвестиционной активности;
   2. Модернизация и технологическое перевооружение основных отраслей экономики региона;
   3. Формирование эффективной инновационной инфраструктуры;
   4. Восстановление системы подготовки кадров в целях перехода на инновационный тип экономики;
   5. Сокращение безработицы;
   6. Рост уровня доходов населения;
   7. Сокращение оттока населения;
   8. Рост внутреннего и внешнего спроса;
   9. Субсидии со стороны федерального центра.

Данный сценарий требует от региональных властей эффективных решений, связанных с привлечением в экономику региона необходимого объема инвестиций и развитием необходимой инфраструктуры, принятием соответствующих мер по обеспечению потребностей экономики в трудовых ресурсах, развитию малого и среднего бизнеса в регионе.

Основная цель для региона при таком сценарии – снижение уровня зависимости области от федеральных субсидий и дотаций.

2.2 Оценка консервативного сценария

В случае если системные намерения Правительства Ивановской области не будут реализованы по причине непреодолимых факторов, вступит в силу «консервативный» сценарий или «путь полумер». При этом формирующиеся условия будут способствовать развитию текстильного производства (в частности через модернизацию материально-технической и производственной базы), машиностроения и металлообработки, сельского хозяйства и туристической индустрии. Можно ожидать стабильного роста основных показателей экономического развития, повышения качества жизни населения. Вероятным будет уменьшение федеральных дотаций. Будет постепенно оформляться областная инновационная система, способствующая капитализации научно-промышленных разработок НИИ и вузов Ивановской области, а также внедрению передовых разработок в производства, расположенные на территории Ивановской области.

В то же время можно сделать вывод, что при реализации данного сценария не снимается с повестки дня угроза постепенной потери рынков продукции, производимой на территории Ивановской области. Связано это с тем, что удержание и расширение рынков, особенно внешних, требует активной переговорной и лоббистской политики, часто на уровне руководства субъекта, направленной на формирование, поддержку и защиту региональных брендов.

Таким образом, при реализации данного сценария возможны следующие последствия для региона:

   1. Снижение инвестиционной активности;
   2. Рост стоимости финансовых ресурсов для ведения хозяйственной деятельности;
   3. Рост безработицы;
   4. Падение уровня доходов населения;
   5. Усиление миграционных потоков в более развитые регионы РФ;
   6. Сокращение спроса на продукцию ряда секторов экономики;
   7. Сокращение субсидий со стороны федерального центра.

При таком сценарии от руководства Ивановской области потребуются меры по диверсификации отраслевой структуры экономики с целью снижения рисков, увеличению экспорта и расширению географии сбыта продукции предприятий области с целью сокращения зависимости от внутреннего рынка, а также меры по развитию условий для малого бизнеса с целью увеличения его доли в экономике и поддержания устойчивой занятости населения. От успешности проведения указанных мер во многом будет зависеть снижение негативных тенденций в развитии социально-экономической ситуации в регионе.

Из рассмотренных выше сценариев социально-экономического развития Ивановской области наиболее весомый вклад в повышение уровня развития Ивановской области приносит сценарий интенсивного развития.

2.3. Факторы, влияющие на выбор стратегического сценария

После описания стратегических альтернатив по двум сценариям необходимо определить факторы, влияющие на стратегический выбор, и тем самым сформулировать критерии оценки стратегического выбора, а затем сделать сам выбор.

Факторами, влияющими на стратегический выбор, могут выступать глобальные мировые (внешние) и общероссийские (внутренние) социально-экономические тенденции, которые являются «ограничителями роста» и способны повлиять на выбранную траекторию развития Ивановской области.

Факторами, определяющими критерии выбора сценария, являются целевые ориентиры России (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», стратегии регионов-соседей (Концепция стратегии социально-экономического развития Московской области на долгосрочную перспективу; Концепция стратегии социально-экономического развития Владимирской области; Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года; Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года; Стратегия социально-экономического развития Костромской области до 2010 года), стратегии видов экономической деятельности и крупных корпораций (Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года; Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия развития транспортного машиностроения в Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года; Энергетическая стратегия России на период до 2020 года; Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года).

Требуется провести сравнение стратегических целей и задач федерального, областного и отраслевого уровней с аналогичными целями Ивановской области по основным элементам экономической и социальной политики на основе ранее полученных результатов.

Тождество или совпадение федеральных и корреляция или сходство региональных целевых ориентиров данным сценарным условиям будет являться основанием для выбора сценария развития, что позволит перейти к определению конкретных целей и задач развития Ивановской области на долгосрочный период. Кроме этого, потребуется провести оценку потребности в ресурсах и рисков выбранного сценария.

2.4. Межрегиональное взаимодействие, определяющее направления экономического развития региона

Различные социально-экономические процессы, которые происходят в окружающих Ивановскую область регионах, оказывают значительное влияние на аналогичные процессы на ее территории. Поэтому представляется необходимым изучение приоритетов долгосрочного стратегического развития регионов-соседей: Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Нижегородской областей и стратегий естественных монополий. Сравнение позволит шире определить конкурентные преимущества Ивановской области и в дальнейшем выявить важнейшие узлы развития общих видов деятельности, установления межрегиональных связей, возможностей реализации конкретных экономических проектов. Сравнение также является фактором, формирующим критерии выбора стратегического сценария.

Анализ стратегий указанных регионов показывает тождество основных целей развития данных субъектов Российской Федерации и базовых целей отраслевых стратегий и стратегического развития Российской Федерации, которые выражаются в идее роста благосостояния жителей региона на основе реализации конкурентоспособных преимуществ субъекта Российской Федерации в условиях глобализации/регионализации российской экономики. Таким образом, направленность стратегий на решение проблем социальной сферы постулируется как наиболее значимая задача исполнительной власти регионов, предполагающая создание механизмов реализации базисной стратегической цели на уровне органов государственного управления регионами. Соответственно реализация конкурентных преимуществ видится в активной поддержке развития видов деятельности, имеющих наибольший потенциал развития, а также формировании новых, перспективных направлений в экономике регионов - формирование «экономики нового типа».

Основные направления развития экономики регионов-соседей:

   - развитие ведущих обрабатывающих производств (сырьевые и машиностроительные направления);
   - развитие сектора инновационных производств (промышленность, информационные технологии, биотехнологии);
   - развитие инфраструктуры (дорожная сеть, энергетика).

В планах стратегического развития соседних с Ивановской областью регионов сделан акцент на развитии промышленности как опорной отрасли экономики. Для Ивановской области это предполагает возможность создания совместных текстильных производств (в первую очередь с Московской областью и г. Москвой) по производству полиэфирных тканей на основе производства полиэфирных волокон для изготовления тканей и нетканых материалов технического и бытового назначения.

Формирование крупнейшего в ЦФО текстильного кластера, ядром которого является текстильное и швейное производство региона, позволит сформировать единую систему, в которую могут входить также предприятия сопутствующих и смежных видов деятельности, научные подразделения, ориентированные на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и обеспечивающие инновационную базу развития текстильной промышленности Ивановской области, и предприятия регионов-соседей, обеспечить создание крупнейшей в стране торгово-сбытовой сети для реализации продукции текстильного кластера региона. Существующий в настоящее время в России огромный и быстрорастущий рынок текстильной продукции, а также общероссийская тенденция усиления активизации процесса импортозамещения (в части текстильной и швейной продукции) и необходимость решения проблемы занятости позволяют прогнозировать успешное развитие важнейшего сектора промышленности региона.

Специальное и транспортное машиностроение - перспективное направление межрегионального сотрудничества в области производства строительной и специальной техники. Обеспеченность строительно-дорожной и коммунальной техникой позволит внедрить новые технологии в общегражданском и дорожном строительстве, что позволит принципиально начать снижение стоимости строительства жилых объектов, что, в итоге, положительно отразится на социальном положении населения в стране и в области в частности.

Важными факторами, способствующими расширению рынка продукции транспортного машиностроения, являются растущие объемы заказов на строительную технику со стороны строительных организаций и перспективы значительного расширения объемов автодорожного строительства. В связи с тем, что оборудование предприятий машиностроения специализированных производств физически и морально устарело, необходимо проводить технологическое перевооружение с целью создания дополнительных рабочих мест, улучшения качества выпускаемой продукции и повышения конкурентоспособности отрасли.

Для предприятий следует предусмотреть развитие технологических связей, которые будут опираться на мероприятия государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Со стороны исполнительной власти Ивановской области законодательством следует предусмотреть возможность применения различных форм льготного налогообложения для предприятий, разрабатывающих и выпускающих новую продукцию по этим программам.

Субсидирование предприятий машиностроения специализированных производств на возмещение части затрат на техническое перевооружение позволит: модернизировать технологическое оборудование и выйти на новый технологический уровень производства товаров.

Стратегии регионов-соседей ЦФО определяют стратегическим приоритетом развитие энергетической и дорожной инфраструктуры, что является также и глобальным общероссийским стратегическим приоритетом, определяющим конкурентные преимущества экономики Российской Федерации в целом.

Электроэнергетика является важной системообразующей экономической структурой для регионов ЦФО, требующей межрегионального взаимодействия на уровне органов государственного управления субъектов Российской Федерации. Территории, обладающие значительными энергоресурсами (Костромская область), и энергодефицитные (Ивановская и Владимирская области) одной из главных целей ставят повышение энергообеспеченности регионов, что согласуется с основными приоритетами Энергетической стратегии России, предполагающей:

   - полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
   - снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
   - повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития страны;
   - минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.

Развитие электроэнергетики как крупнейшей системы, объединяющей все регионы России, предполагает прежде всего меры государственного регулирования указанной сферы, имеющие отражение в региональных стратегиях и планах развития энергетических систем данных регионов. В целом основные мероприятия по развитию региональных энергетических систем исходят из положений Энергетической стратегии и предполагают:

   - меры по созданию рациональной рыночной среды электроэнергии (включая взаимоувязанные тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК);
   - введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение для государственной и негосударственной части энергосистемы;
   - стимулирование и поддержку стратегических инициатив в сфере инвестиционной, инновационной и энергосберегающей активности потребителей на территории регионов.

Энергетическая стратегия Российской Федерации предусматривает углубление межрегиональной интеграции и создание единого экономического пространства в энергетической сфере путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры. Соответственно, развитие мер регулирования органами исполнительной власти предполагает разграничение полномочий в энергетике между субъектами Российской Федерации, что может позволить построить систему сбалансированных отношений между ними, учитывая интересы конечных потребителей и интересы предприятий энергетики.

Транспортная сеть также является базовым элементом единого экономического пространства Российской Федерации, имеющего прямые выходы в страны ЕС, Азии, Дальнего Востока. Развитие транспортной сети включено в перечень основных направлений Концепции долгосрочного развития России, с положениями которой взаимоувязаны Стратегия развития железнодорожного транспорта, Транспортная и Энергетическая стратегии России. Совместное использование общих коммуникаций предполагает возможность реализации совместных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, создание дополнительных транспортных связей между регионами.

Основные направления долгосрочного развития железнодорожной сети, которые базируются на положениях стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации, предусматривают достижение стратегических целей через:

   - эффективную реализацию транзитного потенциала России на базе ускоренной интеграции железнодорожного транспорта в международные транспортные системы;
   - создание условий для углубления внутриэкономической интеграции и повышения мобильности трудовых ресурсов;
   - снижение транспортных издержек за счет повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта;
   - создание благоприятных условий для участия бизнеса, общества и органов государственного управления в решении социально-экономических задач.

Географическое положение Ивановской области, имеющей прямое сообщение со всеми окружающими областями ЦФО, предполагает активное развитие автомобильного и водного транзитного потенциала региона, что согласуется с основными задачами Транспортной стратегии Российской Федерации.

Со стороны органов государственной власти Ивановской области возможно использование следующих форм стимулирования предприятий транспортной инфраструктуры:

   - льготное налогообложение на доходы, полученные с использованием новых объектов территории области;
   - создание условий для расширения притока частного капитала в объекты, обслуживающие железную дорогу.

В качестве конкретных мероприятий Правительства области следует предусмотреть меры нормативно-организационного регулирования инвестиционных проектов в данной сфере по схеме, предложенной для развития автомобильной и речной сети и направленной на создание условий по привлечению инвестиций в данную сферу и организацию целевого использования финансовых средств, полученных из федерального бюджета.

Развитие автодорожной сети требует плотного взаимодействия регионов ЦФО с органами федеральной власти при наличии полномочий у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

   - финансирования строительства объектов дорожной инфраструктуры в рамках государственных программ РФ и федеральных целевых программ (далее - ФЦП) и региональных программ по развитию дорожной сети;
   - создания системы льготного налогообложения для новых объектов, расположенных вдоль автомобильных трасс.

В итоге создание органами государственной власти Ивановской области механизмов привлечения инвестиций в сектор дорожного строительства, организационное регулирование, а также обоснованное использование средств федерального бюджета предполагает тесное сотрудничество органов государственной власти регионов ЦФО в области координации взаимодействия участников реализации мероприятий Транспортной стратегии в каждом регионе.

2.5 Обоснование выбора стратегического сценария

Выявленные тенденции развития мировой экономики, долговременные стратегические приоритеты Российской Федерации и особенности макрорегионального развития, основные внутренние и внешние факторы – «ограничители роста», а также анализ приоритетов долгосрочного стратегического развития регионов-соседей позволяют обоснованно произвести выбор стратегического целевого сценария на основе описанных выше внешних и внутренних факторов.

Для определения стратегического ориентира развития региона из совокупности факторов, определяющих критерии для выбора сценария, следует выделить факторы, ориентированные на идею баланса развития экономики и социальной сферы, повышения качества жизни населения на основе преимуществ данной территории. В долгосрочной перспективе Ивановской области необходима ориентация на сбалансированное развитие экономики и социальной сферы на базе реализации основных конкурентных преимуществ региона, позволяющих создать благоприятные условия проживания населения на территории Ивановской области.

Данная формулировка, как было отмечено выше, включена в документы стратегического управления Российской Федерации федерального и регионального уровней и полностью отвечает существующим направлениям стратегического развития Ивановской области. Такими образом, критериями выбора будут являться:

   - процесс развития текстильно-промышленного кластера и машиностроительного производственного комплекса, означающий коренную модернизацию предприятий основного элемента экономики региона;
   - создание зон территориального развития;
   - создание и развитие инфраструктуры в рамках формирования индустриальных парков;
   - повышение конкурентоспособности и производительности труда;
   - формирование агропромышленного комплекса, ориентированного на межрегиональный рынок;
   - обеспечение производственной кооперации с научными достижениями, коммерциализации результатов научно-технической деятельности, а также технологическая модернизация промышленности и экономики в целом;
   - повышение инвестиционной привлекательности региона в целях динамичного развития экономики региона;
   - эффективное использование научного и образовательного уровня населения, означающее ориентацию на «экономику знаний»;
   - содействие межрегиональной интеграции, позволяющей формировать кооперативные производственно-технологические связи;
   - развитие рекреационного и туристического потенциала, что позволяет создать развитый туристический комплекс.

Данные критерии предполагают формирование экономики инновационного типа, что в совокупности определяет выбор варианта сценария интенсивного развития как стратегического.

Для перехода на новый этап требуется, прежде всего, ликвидировать разрыв между уровнем экономического и социального развития Ивановской области и наиболее развитых регионов-лидеров ЦФО (г. Москва, Московская, Ярославская, Липецкая области) в период до 2020 года.

Согласно результатам сценарного макроэкономического моделирования уровень ВРП в Ивановской области вырастет в 2020 году к уровню 2013 года в 1,9 раза (в действующих ценах), уровень среднемесячной заработной платы в целом - в 1,9 раза.

Выпуск товаров и услуг увеличится в 1,6 раза. Объем инвестиций в реальном секторе экономики вырастет в 2020 году по сравнению с 2013 годом на 49% в сопоставимых ценах.

Объем налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней вырастет в 1,6 раза.

В случае реализации консервативного сценария разрыв уровня развития Ивановской области и регионов-лидеров ЦФО не будет преодолен, основная стратегическая цель региона не будет достигнута. Реализация консервативного сценария не позволит в должной мере реализовать конкурентные преимущества региона в текстильной отрасли и машиностроении, несмотря на стабильный рост основных показателей экономического развития и повышение качества жизни населения. Будет постепенно оформляться областная инновационная система, способствующая капитализации научно-промышленных разработок НИИ и вузов Ивановской области, а также внедрению передовых разработок в производства, расположенные на территории региона. При реализации данного сценария не снимается с повестки дня угроза постепенной потери рынков продукции, производимой на территории Ивановской области, что относится, прежде всего, к текстильной продукции и продукции машиностроительного комплекса.

Реализация данного сценария произойдет в случае значительного усиления внешних факторов – «ограничителей роста», доминирования неблагоприятных экономических тенденций в мировой экономике и в Российской Федерации и усиления внутренних факторов - снижения инвестиционной и инновационной активности при отсутствии необходимого уровня стратегического партнерства власти и бизнеса и при замедленном совершенствовании налогово-бюджетного законодательства на региональном и муниципальном уровнях.

Миссия региона - инновационно-индустриальный регион, международный центр дизайна и торговли товарами легкой промышленности, университетская территория.

2.6 Стратегические цели и задачи развития региона

Определение значения Ивановской области в составе России предполагает формулирование глобальной цели развития - повышение качества жизни населения региона до уровня не ниже среднего по ЦФО, создание условий для развития человеческого капитала на основе реализации его географического, промышленного, научного и культурно-туристического потенциала.

Данная общая стратегическая цель будет обеспечиваться через достижение следующих целей:    - развитие текстильно-промышленного кластера и машиностроительного производственного комплекса;
   - создание зон территориального развития;
   - создание и развитие инфраструктуры в рамках формирования индустриальных парков;
   - формирование инновационной инфраструктуры и инфраструктуры научной деятельности;
   - развитие сбалансированного сельскохозяйственного производственного комплекса;
   - развитие инженерной, транспортной и туристической инфраструктуры;
   - переход на нулевой уровень естественной убыли населения, улучшение здоровья населения, значительное сокращение миграции в соседние регионы;
   - создание условий для развития человеческого капитала региона;
   - увеличение доходов населения и повышение качества социального обслуживания.

А. Достижение описанных целей в рамках выбранного сценария развития региона обеспечивается решением органами государственной власти следующих подцелей, а именно:

I блок. Цели по развитию экономического потенциала:

   - развитие традиционных и формирование новых направлений промышленного производства на базе создания текстильно-промышленного кластера и машиностроительного производственного комплекса;
   - обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников зон территориального развития и индустриальных парков с учетом приоритетов их развития, мероприятий экономической политики по направлениям: поддержки развития малого и среднего предпринимательства, инновационной и технологической политики; образовательной политики, политики привлечения инвестиций; политики развития экспорта, развития транспортной и энергетической инфраструктуры, развития отраслей экономики;
   - обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки создания индустриальных парков и зон территориального развития;
   - формирование высокоэффективного социально-хозяйственного комплекса региона, восприимчивого к инновациям, способного создать значительные конкурентные преимущества Ивановской области на внутреннем и мировом рынках и на этой основе обеспечивать последовательное улучшение качества жизни населения региона;
   - развитие межрегионального взаимодействия на базе создания совместных производств по производству строительной и специальной техники, формирование крупнейшего в ЦФО текстильного кластера, ядром которого является текстильное и швейное производство региона;
   - создание современного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего повышение туристской привлекательности региона за счет эффективного использования историко-культурных и природно-рекреационных ресурсов;
   - развитие сбалансированного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции и обеспечение динамичного социального развития сельских территорий, в том числе на базе формирования мясо-молочного производственного комплекса;
   - развитие инвестиционной инфраструктуры, подразумевающее увеличение объема привлеченных инвестиций в экономику путем создания благоприятных экономических и имиджевых условий в регионе и обеспечение конкурентоспособности среди регионов ЦФО;
   - развитие малого и среднего предпринимательства, подразумевающее дальнейшее совершенствование существующих механизмов, и реализация новых направлений государственной поддержки, укрепление местного рынка товаров и услуг, решение именно региональных и местных потребностей области;
   - расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств.

II блок. Цели по развитию социальной сферы:    - улучшение демографической ситуации;
   - обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи вне зависимости от места жительства, соответствие объемов и видов медицинских услуг потребностям населения Ивановской области и передовым достижениям медицинской науки; сохранение и укрепление физического, психического здоровья и активного долголетия каждого человека;
   - повышение качества и доступности образования в соответствии с запросами населения Ивановской области и перспективными задачами развития экономики региона;
   - реализация права граждан на доступ к услугам и учреждениям физической культуры и спорта на всей территории области;
   - обеспечение права граждан на доступ к культурным ценностям;
   - обеспечение предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, 100%-ое удовлетворение потребности граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми в качественном социальном обслуживании;
   - содействие в реализации прав граждан на безопасный и здоровый труд, полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы;
   - реализация потенциала молодежи через развитие эффективных моделей и форм ее вовлечения в социально-значимые виды деятельности.

III блок. Цели по улучшению среды жизнедеятельности:    - повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;
   - сбалансированное развитие опорной транспортной инфраструктуры;
   - повышение энергетической обеспеченности, развитие системы газоснабжения и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства региона для улучшения социально-экономических условий жизни населения и обеспечения равномерного развития экономики и социальной сферы.

Б. Достижение описанных целей и подцелей в рамках выбранного сценария развития региона обеспечивается решением органами государственной власти следующих задач, а именно:

I блок. Задачи по развитию экономического потенциала:

   - создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата на территории региона, предусматривающих развитие традиционных и формирование новых направлений промышленного производства на базе создания текстильно-промышленного кластера и машиностроительного производственного комплекса: текстильное и швейное производство, производство машин и оборудования, транспортное машиностроение и производство специальной техники, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство оптического оборудования и электрооборудования;
   - стимулирование условий для создания мощного инновационного и научно-исследовательского комплекса, нацеленного на разработку и внедрение в промышленное производство перспективных видов инновационной продукции, способного обеспечить значительные конкурентные преимущества региона на внутреннем и мировом рынках;
   - создание условий для создания современного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего повышение туристской привлекательности региона за счет эффективного использования историко-культурных и природно-рекреационных ресурсов;
   - создание условий для увеличения производства продукции сельского хозяйства на базе сбалансированного развития АПК и обеспечение динамичного социального развития сельских территорий, в том числе на базе формирования мясо-молочного производственного комплекса;
   - стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, подразумевающее дальнейшее развитие предпринимательского сектора в части малого и среднего предпринимательства, совершенствование существующих механизмов и реализация новых направлений государственной поддержки, укрепление местного рынка товаров и услуг, решение именно региональных и местных потребностей области;
   - проведение органами государственной власти мероприятий по расширению бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств.

II блок. Задачи по развитию социальной сферы:

   - создание условий для роста уровня рождаемости, стимулирование третьего и последующих рождений, повышение суммарного коэффициента рождаемости, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности населения; создание условий для комфортной жизни в Ивановской области, сокращение оттока населения и увеличение миграционного прироста;
   - обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, а также скорой медицинской помощи и медицинской реабилитации; повышение эффективности службы родовспоможения и детства; развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения; обеспечение паллиативной медицинской помощью пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях; развитие информатизации в здравоохранении; развитие государственно-частного партнерства с учреждениями здравоохранения различных форм собственности;
   - обеспечение доступности качественного дошкольного, общего образования всем детям независимо от места жительства, состояния здоровья, материального и социального положения семей; повышение качества услуг и разнообразия ресурсов дополнительного образования; повышение воспитательных функций образовательных организаций по формированию у обучающихся социальных компетенций и гражданских установок; развитие ресурсного потенциала профессиональных образовательных организаций во взаимодействии с организациями реального сектора экономики региона для подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с перспективными потребностями регионального рынка труда; развитие системы оценки качества и информационной открытости образовательных организаций;
   - развитие и содержание собственной материально-технической базы физической культуры и спорта, использование физической культуры и спорта как одного из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека; формирование потребности людей в физическом совершенстве и повышение заинтересованности в собственном здоровье;
   - создание для молодежи благоприятных условий для трудоустройства, открытия собственного дела; вовлечение молодежи в волонтерскую и иную общественную деятельность, поддержка и продвижение инициатив молодежи в социальной сфере, сфере технологии и научно-исследовательских разработок; обеспечение эффективной социализации молодежи, в том числе формирование гражданственности, патриотизма и культуры здорового образа жизни; поддержка молодых семей; содействие деятельности молодежных общественных объединений и организаций;
   - сохранение культурного и исторического наследия, в т. ч. развитие народного художественного творчества, реализация потребностей населения в культурном и духовном развитии, создание условий для улучшения доступа населения области к культурным ценностям, информации и знаниям, развитие творческого потенциала области,обеспечение доступности получения профессионального художественного образования, расширение межрегионального и международного сотрудничества, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства, компьютеризация и информатизация отрасли; развитие сферы культуры на селе;
   - поэтапный рост средней заработной платы отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений до уровня средней заработной платы по экономике, врачей, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), а также преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников – до 200% от средней заработной платы в регионе, а также повышение эффективности их работы;
   - повышение эффективности социального обслуживания граждан, в том числе пожилого возраста и инвалидов; повышение качества и обеспечение доступности государственных услуг в сфере социальной защиты населения; оказание адресной социальной помощи и поддержки малоимущим гражданам и семьям с детьми; развитие института замещающих семей, обеспечивающего устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан;
   - формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
   - оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения, а также выполнение установленных законодательством Российской Федерации о занятости населения обязательств по поддержке безработных граждан и содействию занятости населения.

III блок. Задачи по улучшению среды жизнедеятельности:

   - повышение качества услуг транспортного комплекса для населения и в интересах предприятий, работающих на территории области, через повышение пропускной способности и технической оснащенности транспортной инфраструктуры; разработка и реализация мер в области развития энергосбережения; развитие системы газоснабжения и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства региона;
   - развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры, повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;
   - обеспечение возможности равного доступа к информации, к современным информационным технологиям и услугам; развитие информационно-коммуникационных технологий в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты населения, жилищно-коммунального хозяйства, культурного и гуманитарного просвещения; преодоление информационного неравенства среди муниципальных образований и повышение компьютерной грамотности населения Ивановской области.

2.7 Целевые показатели

Определение стратегических задач на весь период планирования предполагает формулирование системы целевых показателей (индикаторов), достижение которых показывает обоснованность заложенных стратегических целей и подцелей развития региона.


Таблица 3

Целевые показатели деятельности органов государственной власти в экономике и социальной сфере до 2020 года

Стратегические целиЦелевые показатели и ожидаемые результаты

1. Обеспечение устойчивости экономического роста путем: 
А. создания текстильно-промышленного кластера всероссийского значения, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов на основе масштабной модернизации производства и повышения производительности труда, а также повышение на этой основе уровня жизни и занятости населения; 
Б. создания высокоэффективного наукоемкого машиностроительного комплекса, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции

А. К 2020 году ожидается:

- увеличение доли продукции текстильно-промышленного кластера в структуре обрабатывающих производств до 35 - 40%;

- создание 1319 новых рабочих мест;

- суммарная величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит 9,5 млрд. рублей;

- ежегодное повышение уровня занятости населения на 2 - 4 процентных пункта.

Б. Достижение к 2020 году следующей структуры промышленности по видам экономической деятельности обрабатывающих производств (ОКВЭД):

- производство машин и оборудования - 4,5%;

- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 9%;

- производство транспортных средств и оборудования - 8,5%;

- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 2,5%

2. Привлечение инвестиций в экономику путем создания благоприятных экономических условий в Ивановской области и обеспечение конкурентоспособности среди регионов ЦФО

- достижение к 2020 году объема инвестиций в размере 78,5 млрд. рублей (в ценах 2013г.);

- ускоренный рост инвестиций в наиболее наукоемкие отрасли экономики региона;

- увеличение объема инвестиций не менее чем до 22 процентов валового регионального продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году.

3. Сбалансированное развитие высокоэффективного инновационного производственного научно-технического и инновационного комплекса, обеспечивающего создание, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, а также технологическую модернизацию промышленности и экономики в целом

- достижение к 2020 году инновационной продукции, товаров, услуг в общем объеме отгруженной продукции не менее 15%;

- увеличение доли инновационных товаров, работ, услуг, продукции в валовом региональном продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;

- увеличение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций;

- увеличение к 2018 году общего объема софинансирования государственных научных проектов совместно с государственными научными фондами до 8 млн. рублей;

- увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 0,7 процента валового регионального продукта.

4. Повышение продовольственного самообеспечения региона, устойчивое развитие сельских территорий, повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан.

к 2020 году:

- объемы производства сельскохозяйственной продукции возрастут на 12,6% по сравнению с уровнем 2013 года, в том числе в сфере растениеводства - на 11%, животноводства – на 14,3%;

- валовой сбор зерна повысится до 136 тыс. т, овощей - до 108,5 тыс. т, картофеля - до 157,3 тыс. т;

- производство скота и птицы (в живом весе) возрастет по сравнению с 2013 годом до 50,3 тыс. т, молока - до
197,8 тыс. т;

- объемы производства пищевых продуктов (включая напитки) увеличатся на 11,9%;

- среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве достигнет к 2020 году 21,2 тыс. рублей, что будет составлять примерно 60 процентов от уровня средней заработной платы по экономике региона;

- решение жилищной проблемы для 174 семей, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе для 101 молодой семьи и молодых специалистов;

- повышение уровня социально-инженерного обустройства в сельской местности, в том числе газом - до 31,5%, водой – до 24,1%.

5. Создание в области современного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего повышение туристской привлекательности региона за счет эффективного использования историко-культурных и природно-рекреационных ресурсов, а также за счет развития туристко-рекреационных центров, соответствующих требованиям европейского стандарта

Достижение к 2020 году следующих показателей:

- увеличение потока туристов до 1400 тыс.чел. в год, в т.ч. по туристско-рекреационному кластеру «Плес»

более чем в 2 раза: с 300 тыс. человек до 600 тыс. человек в год;

- улучшение внутренней инфраструктуры отдельных населенных пунктов области в целом, укрепление единого культурного пространства региона;

- развитие туристской инфраструктуры (рекреационные зоны, организация новых маршрутов, строительство новых гостиничных комплексов, которое предполагает увеличение общей гостиничной площади объектов гостиничной инфраструктуры до 166 тыс. кв. м);

- рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней (интегральный бюджетный эффект от реализации мероприятий за 20 лет прогнозного периода составит 10315,8 млн. рублей), что будет способствовать формированию бюджетообразующих статей в муниципальных образованиях, необходимых для реализации социальных программ для населения;

- развитие смежных отраслей экономики (транспорт, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, связь, сельское хозяйство и др.);

- создание условий для оздоровления и отдыха жителей Ивановской области;

- повышение занятости (создание более 1,4 тыс. дополнительных рабочих мест) и как следствие - рост благосостояния населения области;

- создание условий для приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям, создание кадрового потенциала культуры.

6. Сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры, повышение энергетической обеспеченности, развитие системы газоснабжения и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства региона для улучшения социально-экономических условий жизни населения и обеспечения равномерного развития экономики и социальной сферы  

Достижение к 2020 году следующих показателей:

- увеличение пропускной способности автодорог общего пользования;

- проведение ремонта автодорог в соответствии с установленными межремонтными сроками;

- обновление 70% парка подвижного состава железных дорог с истекшими сроками службы;

- строительство железнодорожной платформы на 335 км перегона "Строкино - Ермолино";

- сохранение работы железнодорожного переезда 335 км на железнодорожном перегоне "Строкино - Иваново";

- сохранение работы железнодорожного переезда 353 км перегона "Шуя - Ладыгино" в д. Семейкино Шуйского района;

- поддержание и развитие пассажирских перевозок "Иваново - Комсомольск";

- развитие прилегающих приаэропортовых территорий общей площадью до 200 га с целью создания доходных инвестиционных объектов для развития аэропорта и способствующих расширению спроса на воздушные перевозки и услуги аэропорта;

- ежегодное сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

- удовлетворение к 2020 году внутреннего энергетического потребления региона;

- снижение энергоемкости валового регионального продукта к 2020 году на 40% относительно уровня 2007 года;

- увеличение в энергобалансе доли малой энергетики до 10%;

- уменьшение количества этапов присоединения (с 8 до 5), сокращение срока подключения к энергосети (с 276 до 40) к 2018 году;

- повышение уровня газификации городов и сельских населенных пунктов Ивановской области;

- сокращение износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса;

- вывод организаций жилищно-коммунального комплекса на точку безубыточности;

- до 2017 года увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системе теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 процентов.

7. Развитие малого и среднего предпринимательства, подразумевающее дальнейшее совершенствование существующих механизмов, и реализация новых направлений государственной поддержки, укрепление местного рынка товаров и услуг, решение региональных и местных потребностей области

Достижение к 2020 году следующих показателей:

- рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМП) не менее чем на 50%;

- увеличение доли работающих в СМП более чем на 30%;

- увеличение оборота по СМП на 25%;

- совершенствование правового поля, обеспечивающего развитие малого и среднего предпринимательства на региональном уровне;

- безвозмездный или льготный доступ к законодательной, нормативной, справочной информации регионального и глобального характера, связанной с деятельностью субъектов СМП;

- обеспечение доступа СМП к различным источникам финансирования;

- повышение эффективности деятельности субъектов СМП посредством усиления их конкурентоспособности;

- подготовка и переподготовка кадров для сферы СМП через различные методы и формы обучения;

- совершенствование работы инфраструктуры поддержки СМП в Ивановской области, удовлетворяющей потребности СМП в консалтинговых услугах и иных услугах, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;

- рекламно-информационная поддержка субъектов СМП Ивановской области в продвижении их продукции и услуг на региональный и международный рынки;

- увеличение доли малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях экономического развития Ивановской области;

- увеличение объема налоговых поступлений от субъектов СМП в консолидированный бюджет области на 30%.

Улучшение условий ведения бизнеса по индикаторам рейтинга Всемирного банка:

- получение разрешений на строительство (предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения; предельный срок прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения; доля муниципальных образований в Ивановской области с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования от общего количества муниципалитетов);

- подключение к системе электроснабжения (предельное количество этапов (процедур), необходимых для технологического присоединения; предельный срок подключения потребителей (до 150кВт) с даты поступления заявки на технологическое присоединение до даты подписания акта о технологическом присоединении; стоимость услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства).

8. Переход на нулевой уровень естественной убыли населения, улучшение здоровья населения, значительное сокращение миграции в соседние регионы1

- постепенное снижение числа умерших до 13 на тысячу населения в год;

- сокращение уровня смертности от болезней системы кровообращения до 541,2 на 100 тыс. населения;

- сокращение уровня смертности от злокачественных новообразований до 204,8 на 100 тыс. населения;

- сокращение заболеваемости туберкулезом до 38 на 100 тыс. населения и уровня смертности от туберкулеза до 6,2 на 100 тыс. населения;

- сокращение уровня смертности от дорожно-транспортных происшествий до 9,5 на 100 тыс. населения;

- снижение младенческой смертности до 5,5 случаев на 1 тысячу родившихся живыми;

- рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,63 рождений в среднем на одну женщину репродуктивного возраста;

- сокращение уровня потребления алкогольной продукции и табака;

- преобладание у населения установки на здоровый образ жизни и профилактику заболеваний;

- увеличение положительного сальдо миграционного баланса;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Ивановской области до 74,7 лет.

9. Создание условий для развития человеческого капитала региона

- повышение эффективности деятельности организаций в сфере образования, здравоохранения, содействия занятости населения, культуры, социального обслуживания;

- высокий уровень удовлетворенности населения качеством услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы;

- обеспечение квалифицированными кадрами всех отраслей социальной сферы;

- организация эффективного сетевого взаимодействия между школами и дошкольными учреждениями, между учреждениями среднего и высшего профессионального образования и школами, между службой занятости и учреждениями профессионального образования;

- увеличение уровня частных инвестиций в отраслях социальной сферы;

- увеличение к 2020 году высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в Ивановской области;

- увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов.

10. Увеличение доходов населения и повышение качества социального обслуживания

- увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза;

- уменьшение доли семей с доходами ниже величины прожиточного минимума;

- обеспечение уровня средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования не ниже средней заработной платы в регионе;

- доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до уровня средней заработной платы в сфере общего образования в регионе;

- доведение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования, работников учреждений культуры, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, социальных работников, педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, младшего и среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до уровня средней заработной платы в регионе;

- повышение средней заработной платы врачей, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), а также преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в регионе;

- сохранение уровня социальных гарантий с индивидуальным подходом к каждому нуждающемуся в помощи для преодоления трудной жизненной ситуации;

- достижение к 2020 году уровня 100-процентной удовлетворенности потребности в услугах, предоставляемых органами и учреждениями системы социальной защиты населения;

- доведение средней заработной платы работников областных государственных учреждений в сфере лесного хозяйства до уровня средней заработной платы по субъекту.

11. Обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи вне зависимости от места жительства, соответствия объемов и видов медицинских услуг потребностям населения Ивановской области и передовым достижениям медицинской науки; сохранение и укрепление физического, психического здоровья и активного долголетия каждого человека

- повышение качества предоставляемых медицинских услуг, в том числе в городах с численностью населения до 50 тыс. человек и в сельской местности;

- повышение уровня удовлетворенности населения медицинской помощью;

- увеличение обеспеченности населения Ивановской области к 2020 году врачами - до 34 человек на 10 тыс. жителей;

- достижение соотношения числа врачей и средних медицинских работников, как 1 : 2,8;

- повышение престижа профессии медицинских работников и их социальной защищенности.

12. Повышение качества и доступности образования в соответствии с запросами населения Ивановской области и перспективными задачами развития экономики региона

- достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;

- увеличение численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития;

- удовлетворение населения в услугах дошкольного образования к 2020 году;

- увеличение доли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного образования детей;

- создание во всех школах условий, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса;

- обеспечение условий для обучения всех учащихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам;

- сокращение числа общеобразовательных организаций, работающих в две смены;

- создание в общеобразовательных учреждениях полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, повышение до 100% доли обучающихся по программам предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- снижение доли выпускников школ, не получивших аттестат о среднем общем образовании, по завершении освоения программ среднего общего образования;

- сокращение отставания от среднерегионального уровня образовательных результатов выпускников общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях (уменьшение соотношения среднего балла единого государственного экзамена по математике в 10% общеобразовательных организаций с лучшими результатами и среднего балла единого государственного экзамена в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами);

- увеличение охвата детей разнообразными по содержанию программами дополнительного образования до 85% от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет;

- омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров образовательных организаций, увеличение доли молодых педагогов до 20%;

- создание сети многоуровневых многопрофильных профессиональных образовательных учреждений, ресурсных и многофункциональных центров прикладных квалификаций;

- внедрение различных форм государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования;

- обеспечение соответствия квалификации выпускников профессиональных организаций их потребностям и требованиям экономики региона;

- создание системы взаимодействия всех типов учреждений общего и профессионального образования, а также образовательных учреждений, служб занятости населения и организаций различных форм собственности;

- увеличение к 2020 году доли областных образовательных учреждений среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 25 процентов. 

13. Реализация потенциала молодежи через развитие эффективных моделей и форм ее вовлечения в социально-значимые виды деятельности

- возрастание социальной активности молодежи и ее вклада в преобразование общества;

- преодоление негативных явлений в молодежной среде, сокращение подростковой и молодежной преступности;

- укрепление социального института семьи и семейных ценностей;

- развитие духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотического самосознания в молодежной среде, увеличение доли молодых людей, мотивированных к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, повышение престижа службы в армии;

- увеличение численности молодежи, вовлеченной в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов и других форм занятости молодежи;

- увеличение удельного веса молодых семей, улучшивших или решивших полностью свои жилищные проблемы;

- увеличение удельного веса молодежи, вовлеченной в различные формы досуга;

- увеличение количества участников профильных лагерей дневного пребывания;

- увеличение количества подростков и молодежи, занимающихся в клубах по месту жительства;

- увеличение доли подростков и молодежи, приобщенных к здоровому образу жизни.

14. Реализация права граждан на доступ к услугам и учреждениям физической культуры и спорта на всей территории области

- увеличение обеспеченности жителей Ивановской области объектами спортивной инфраструктуры;

- создание условий для роста популярности систематических занятий физической культурой и спортом среди жителей Ивановской области;

- повышение доступности учреждений физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- рост числа регулярно занимающихся физкультурой до 40% от всего населения к 2020 году;

- увеличение обеспеченности спортивными залами до 2,8 тыс. кв. м на 10 тыс. жителей к 2020 году;

- увеличение обеспеченности плавательными бассейнами до 45 кв. м зеркала воды на 10 тыс. жителей к 2020 году;

- увеличение к 2020 году численности спортсменов Ивановской области, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, до 7,5 чел. на 100 тыс. чел. населения;

- увеличение обеспеченности плоскостными сооружениями до 13,6 тыс. кв. м на 10 тыс. жителей к 2020 году;

- улучшение здоровья населения, снижение заболеваемости;

- преодоление дефицита высококвалифицированных кадров;

- развитие спорта высших достижений;

- предотвращение вовлечения молодежи в преступную деятельность.

15. Обеспечение права граждан на доступ к культурным ценностям

- повышение качества культурного обслуживания, обеспечение свободного и равного доступа к информации населения области, особенно сельских жителей;

- развитие репертуарного многообразия театров и филармонии;

- укрепление материально-технической базы музеев, библиотек, культурно-досуговых учреждений, повышение уровня их технической оснащенности;

- увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых в Ивановской области;

- увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;

- увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети Интернет, в общем количестве библиотек Ивановской области;

- увеличение количества специалистов в сфере культуры и искусства и насыщение рынка труда необходимыми профессиональными кадрами по специальностям, востребованным отраслью культуры Ивановской области;

- повышение доступности учреждений культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение качества образовательного процесса в средних специальных образовательных учреждениях сферы культуры и дополнительного образования детей;

- увеличение доли объектов культурного наследия, зарегистрированных в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

16. Обеспечение предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, 100%-ое удовлетворение потребности граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми в качественном социальном обслуживании

- достижение к 2020 году уровня 100-процентной удовлетворенности потребности в государственных услугах, предоставляемых в условиях специализированных стационарных учреждений социального обслуживания и специального отделения для лиц, ранее судимых, категории без определенного места жительства и ведущих асоциальный образ жизни;

- достижение к 2020 году уровня 100-процентной удовлетворенности потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в дополнительных услугах, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания Ивановской области;

- обеспечение доступности учреждений социальной защиты населения для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечение освоения не менее 80% финансовых средств, предусмотренных на оказание государственной социальной помощи, посредством заключения социальных контрактов;

- увеличение удельного веса детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, до 85%;

- обеспечение охвата услугами центров социальной адаптации и консультативных пунктов для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 100% лиц указанной категории. 

17. Содействие в реализации прав граждан на безопасный и здоровый труд, полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы

- сохранение уровня безработицы (в среднем за год) (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости), не превышающего 5,2% от численности экономически активного населения региона;

- сохранение низкого уровня напряженности на региональном рынке труда;

- создание не менее 117 оборудованных (оснащенных) рабочих мест (ежегодно) для трудоустройства незанятых инвалидов;

- оказание ежегодно не менее 120 женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию.

18. Расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств

Достижение к 2020 году следующих показателей:

- переход на систему целевого бюджетирования, ориентация бюджетной политики на результат;

- оптимизация затрат предоставления бюджетных услуг, усовершенствование бюджетной системы, повышение качества функционирования бюджетной системы;

- четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий за бюджетами разных уровней на долгосрочной основе;

- повышение доходной базы бюджета, усовершенствование и оптимизация уровня налоговой нагрузки субъектов;

- обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата Ивановской области, содействие росту благосостояния и доходов населения.

19. Улучшение жилищных условий населения и формирование доступного рынка жилья в регионе 

Увеличение годового объема возводимого жилья к 2020 году до 335 тыс. кв. м;

- увеличение показателя общей площади, приходящейся в среднем на одного жителя Ивановской области, к 2020 году до 28,03 кв. м на человека;

- ежегодное улучшение жилищных условий не менее 180 молодых семей Ивановской области к 2020 году;

- ежегодное улучшение жилищных условий с помощью мер государственной поддержки в сфере ипотечного жилищного кредитования не менее 85 семей Ивановской области к 2020 году.

До 2018 года:

- снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентных пункта;

- увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 4800 в год

- создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет (достижение коэффициента доступности жилья для населения Ивановской области к 2018 году, равного 2);

- снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.

До 2020 года предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам семей Ивановской области, желающих улучшить свои жилищные условия.

20. Повышение эффективности использования лесов при улучшении их качественных и количественных характеристик

Достижение к 2018 году объема рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 0,9 куб. м/га;

- достижение соотношения стоимости 1 куб. м древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации, до 105,6%;

- достижение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 га земель лесного фонда до 89,0 руб./га;

- снижение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 0,273%;

- достижение соотношения площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда до 60,4%;

- достижение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 46,62%;

- достижение общего среднего прироста на 1га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 3,8 куб. м/га;

- достижение лесистости территории Ивановской области до 46,6%.

21. Улучшение экологической обстановки и повышение уровня экологической безопасности, сохранение малонарушенных природных комплексов, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств

- снижение негативного воздействия на природную среду хозяйственной деятельностью;

- формирование системы природопользования, обеспечивающей защищенность природной среды от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

- снижение загрязнения атмосферного воздуха до гигиенических нормативов и обеспечение организации и благоустройства санитарно-защитных зон вокруг промышленных объектов.

22. Сохранение, расширение, комплексное освоение и рациональное использование месторождений полезных ископаемых с соблюдением экологических норм для обеспечения деятельности действующих промышленных предприятий и развития новых производств в регионе, а также удовлетворение потребностей населения и объектов экономики Ивановской области в воде, создание благоприятной экологической обстановки на водных объектах, обеспечение безопасной эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса, защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод

- эффективное использование минерально-сырьевой базы с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду и сохранением уникальных природных ресурсов для следующих поколений;

- обеспечение устойчивого развития водного хозяйства на территории Ивановской области;

- обеспечение населения и хозяйствующих субъектов региона водными ресурсами соответствующего качества;

- улучшение экологического состояния водных объектов, существенное снижение последствий вредного воздействия вод.

23. Создание условий в Ивановской области для формирования информационного общества

Обеспечение равного доступа к информации, информационным технологиям и услугам:

- доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году - не менее 70 процентов;

- уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90 процентов.

1 Значения целевых показателей указаны с учетом изменений, внесенных в постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Изменения в госпрограмму Ивановской области и «дорожную карту» находятся на стадии согласования.


Возврат к списку