Развитие человеческого капитала. Новая социальная политика

Развитие отраслей социальной сферы в последние годы заложило основу для обеспечения благоприятных условий развития человеческого капитала в регионе. Этот фактор может рассматриваться как одно из ключевых конкурентных преимуществ Ивановской области в составе Центрального федерального округа и России в целом.

6.1 Цели и задачи социальной политики

Стратегическая цель - создание условий для развития человеческого капитала на основе реализации географического, промышленного, образовательно-научного и культурно-туристического потенциала региона, повышение качества жизни населения региона до уровня не ниже среднего по ЦФО.

Для достижения стратегической цели необходимо решить следующие задачи:

- создание условий для комфортной жизни в Ивановской области; роста уровня рождаемости, стимулирования третьего и последующих рождений, повышения суммарного коэффициента рождаемости; увеличения продолжительности жизни, снижения смертности населения; перехода на нулевой уровень естественной убыли населения; сокращения оттока населения и увеличения миграционного прироста;
- обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, а также скорой медицинской помощи и медицинской реабилитации; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях; развитие информатизации в здравоохранении; развитие государственно-частного партнерства с учреждениями здравоохранения различных форм собственности;
- обеспечение доступности качественного дошкольного, общего образования всем детям независимо от места жительства, состояния здоровья, материального и социального положения семей; повышение качества услуг и разнообразия ресурсов дополнительного образования; повышение воспитательных функций образовательных организаций по формированию у обучающихся социальных компетенций и гражданских установок; развитие ресурсного потенциала профессиональных образовательных организаций во взаимодействии с организациями реального сектора экономики для подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с перспективными потребностями регионального рынка труда; развитие системы оценки качества и информационной открытости образовательных организаций;
- развитие и содержание собственной материально-технической базы физической культуры и спорта, использование физической культуры и спорта как одного из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека; формирование потребности людей в физическом совершенстве и повышение заинтересованности в собственном здоровье;
- создание для молодежи благоприятных условий для трудоустройства, открытия собственного дела; вовлечение молодежи в волонтерскую и иную общественную деятельность, поддержка и продвижение инициатив молодежи в социальной сфере, сфере технологии и научно-исследовательских разработок; обеспечение эффективной социализации молодежи, в том числе формирование гражданственности, патриотизма и культуры здорового образа жизни; поддержка молодых семей; содействие деятельности молодежных общественных объединений и организаций;
- сохранение культурного и исторического наследия, в т. ч. развитие народного художественного творчества; реализация потребностей населения в культурном и духовном развитии, создание условий для улучшения доступа населения области к культурным ценностям, информации и знаниям; развитие творческого потенциала области, обеспечение доступности получения профессионального художественного образования; расширение межрегионального и международного сотрудничества; укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства, компьютеризация и информатизация отрасли, развитие сферы культуры на селе;
- поэтапный рост средней заработной платы отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений до уровня средней заработной платы по экономике, врачей, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), а также преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников – до 200% от средней заработной платы в регионе, а также повышение эффективности их работы;
- повышение эффективности социального обслуживания граждан, в том числе пожилого возраста и инвалидов; повышение качества и обеспечение доступности государственных услуг в сфере социальной защиты населения; оказание адресной социальной помощи и поддержки малоимущим гражданам и семьям с детьми; развитие института замещающих семей, обеспечивающего устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан;
- формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения, а также выполнение установленных законодательством Российской Федерации о занятости населения обязательств по поддержке безработных граждан и содействию занятости населения.

6.2 Основные направления развития социальной сферы

6.2.1 Демографическое развитие

Стратегическая цель: Переход на нулевой уровень естественной убыли населения, улучшение здоровья населения, значительное сокращение миграции в соседние регионы.

Как и в целом в России, население Ивановской области в постсоветский период значительно сократилось, что обусловлено низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, недостаточной миграционной привлекательностью региона.

Естественная убыль населения в Ивановской области сохраняется, однако по итогам 2013 года достигнуто самое низкое значение данного показателя за постсоветский период (-5,2 на тысячу жителей).

Темпы сокращения убыли населения в регионе выше среднероссийских. Так, с 2006 года, когда начали активно реализовываться мероприятия, направленные на снижение смертности и рост рождаемости, естественная убыль населения в Ивановской области сократилась с -10,9 до -5,2 промилле (на 5,7 пунктов), в то время как в Российской Федерации с -4,8 до 0,2 промилле (на 5 пунктов).

Ивановская область относится к числу регионов с высокой долей жителей старше трудоспособного возраста, и этот показатель ежегодно увеличивается: если, по состоянию на 01.01.2007, люди старше трудоспособного возраста составляли 24,7% жителей области, то на 01.01.2013 – 26,8%. В Российской Федерации доля населения старше трудоспособного возраста составляет 23,1%, в Центральном федеральном округе – 25,6%.

В этой связи уровень смертности населения в Ивановской области традиционно превышает среднероссийские показатели. Вместе с тем, обеспечена устойчивая тенденция сокращения смертности населения, причем темпы снижения данного показателя превышают среднероссийские. За 2013 год уровень смертности населения сократился на 2,8% (в Российской Федерации – на 1,3%), а по сравнению с 2006 годом – на 17,6% (в Российской Федерации – на 13,2%).

Наибольший вклад в сокращение смертности населения вносит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В январе-декабре 2013 года уровень смертности от болезней системы кровообращения в Ивановской области составил 642,8 на 100 тыс. человек (в Российской Федерации – 696,5, в Центральном федеральном округе – 765,9 на 100 тыс. человек).

По сравнению с 2006 годом, смертность от болезней системы кровообращения сократилась почти в 2 раза, а доля умерших от сердечно-сосудистых заболеваний в структуре смертности – с 63,4% до 39,3%. Смертность от инфаркта миокарда за этот период сократилась в 2 раза, от инсультов – в 5,4 раза.

Уровень смертности населения в трудоспособном возрасте в 2013 году составил 621,2 на 100 тыс. населения. Несмотря на то, что по сравнению с 2006 годом он сократился на 34,5%, уровень смертности населения данного возраста остается высоким. Для сравнения: в Российской Федерации в 2012 году данный показатель составлял 575,7 на 100 тыс. населения, что на 22,8% ниже, чем в 2006 году.

Ожидаемая продолжительность жизни населения ежегодно увеличивается: по сравнению с 2006 годом она возросла на 5,2 года: с 64,6 до 69,8 года.

В течение 16 лет, вплоть до 2007 года в Ивановской области наблюдался крайне низкий уровень рождаемости – от 6,7 до 9,8 промилле, что определяет снижение численности женщин активного репродуктивного возраста в настоящее время.

В январе-декабре 2013 года общий коэффициент рождаемости в Ивановской области составил 11,2 на тысячу жителей (11769 человек), что ниже среднероссийского показателя (13,3 на тысячу жителей). При этом темпы роста суммарного коэффициента рождаемости сопоставимы со среднероссийскими.

Уровень рождаемости, достигнутый в 2013 году, является для Ивановской области самым высоким в постсоветский период. Сформирована тенденция роста уровня рождаемости. Если в 2006 году в Ивановской области родилось 9820 детей, то в 2013 году, несмотря на сокращения численности женщин фертильного возраста, – на 1949 детей больше (рост – на 20%).

В 2006 году в Ивановской области на тысячу женщин в возрасте 15-49 лет приходилось 33,8 ребенка, в 2012 году – 45,6. Возрастные коэффициенты рождаемости в когорте 25-29 лет возросли на 34,6%, 30-34 лет – на 61,3%, 35-39 лет – в 2 раза, старше 40 лет – в 2,8 раза.

За 2013 год в Ивановской области число зарегистрированных детей, рожденных третьими и последующими, составило 1468 человек, что на 9% больше, чем в 2012 году, (1346 человек) и в 2,1 раза больше, чем в 2006 году (686 человек).

В течение 2013 года число многодетных семей в Ивановской области увеличилось на 14,6%, а в сравнении с 2008 годом – в 1,5 раза.

Это является результатом проведения целенаправленной политики поддержки семей с тремя и более детьми: в последние годы введен региональный материнский (семейный) капитал при рождении третьего или последующего ребенка, многодетным семьям предоставляются бесплатные земельные участки, а с 2013 года семьям, в которых родился третий или последующий ребенок и среднедушевой доход ниже среднедушевого денежного дохода населения Ивановской области, утвержденного Федеральной службой государственной статистики, предоставляется ежемесячная выплата в размере величины прожиточного минимума детей.

Положительные результаты достигнуты в сфере профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Ивановской области утвержден План мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до 2015 года, определены показатели эффективности его выполнения.

За 2013 год детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области стало на 391 человека меньше. По сравнению с 2012 годом количество детей, признанных оставшимися без попечения родителей, сократилось на 32,7%, а родителей, лишенных родительских прав, стало меньше на 40%.

Стабильно сокращается число воспитанников учреждений для детей-сирот: на семейные формы воспитания передается значительно больше детей, чем поступает в данные учреждения. Определенный вклад внесло усиление мер социальной поддержки, которые предоставляются гражданам, принявшим в свою семью детей-сирот.

Ивановская область отмечена Минрегионом России в числе 20 субъектов Российской Федерации с высокой динамикой сокращения сиротства.

С 2010 по 2012 год отмечался миграционный прирост населения: если в 2010 году он составил 570 человек, то в 2012 – 1045 человек. Однако, в 2013 году зарегистрирована миграционная убыль населения, - выехало из Ивановской области на 525 человек больше, чем приехало.

Моделирование развития

- укрепление репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи, совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и во время беременности и родов, перинатальной помощи, дальнейшее развитие профилактики и лечение бесплодия;
- развитие системы ипотечного кредитования;
- дальнейшее внедрение принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки с целью стимулирования рождаемости, особенно третьих и последующих детей;
- укрепление института семьи, формирование духовно-нравственных, семейных ценностей, повышение престижности материнства и отцовства, формирование у населения установок на многодетность, организация социально значимых мероприятий для семей, воспитывающих детей;
- обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязательств, создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности;
- 100-процентное удовлетворение потребности в услугах дошкольных образовательных организаций;
- развитие сети временных учреждений для присмотра за детьми в различных типах учреждений;
- внедрение новых действенных механизмов по снижению числа абортов;
- развитие института замещающих семей, обеспечивающего устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан;
- функционирование системы межведомственного взаимодействия по профилактике детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе технологии «ведение случая»;
- создание интегрированной системы здравоохранения, в которой обеспечивается координаций действий организаций, оказывающих различные виды медицинской помощи, включение населения в качестве активного партнера при профилактике, выявлении и лечении заболеваний;
- реализация плана мероприятий по повышению доступности и качества медицинской помощи;
- сокращение уровня смертности, прежде всего, в трудоспособном возрасте;
- создание комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики и лечения заболеваний с применением передовых технологий;
- профилактика дорожно-транспортных происшествий (изменение установок водителей и пешеходов, а также повышение качества транспортной инфраструктуры) и улучшение количественных, временных и качественных характеристик оказания медицинской помощи после ДТП;
- создание социально-психологического климата в обществе с установками на снижение потребления алкоголя и табакокурения;
- проведение работы по привлечению мигрантов на территориях, являющихся потенциальными "донорами" нового трудоспособного населения для Ивановской области;
- проведение работы по регулированию процессов привлечения иностранной рабочей силы работодателями с учетом состояния рынка труда и прогноза потребностей организаций в кадрах;
- предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям переселенцев, в том числе работникам бюджетной сферы в сельской местности (предоставление компенсационного пакета услуг, в том числе компенсация за переезд);
- государственное содействие в обеспечении населения жильем на постоянной долгосрочной основе (через государственную программу Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» и др.);
- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов;
- создание новых высокооплачиваемых рабочих мест;
- обеспечение баланса трудовых ресурсов за счет организованной временной трудовой миграции из стран СНГ на основе четко обоснованных потребностей в рабочей силе (с учетом приоритетного права трудоустройства местного населения), создание условий для легализации временных трудовых мигрантов;
- создание имиджа Ивановской области как перспективного места для работы и жизни через специализированные сайты в сети Интернет;
- создание условий труда, направленных на сокращение масштабов выезда за границу молодежи, женщин, квалифицированных специалистов;
- привлечение учебных мигрантов в учреждения профессионального образования и создание условий для их закрепления в регионе после завершения обучения.

6.2.2 Здравоохранение

Стратегическая цель: Обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи вне зависимости от места жительства, соответствия объемов и видов медицинских услуг потребностям населения Ивановской области и передовым достижениям медицинской науки; сохранение и укрепление физического, психического здоровья и активного долголетия каждого человека.

Благодаря значительным долгосрочным вложениям в систему здравоохранения стало возможным создание условий для предоставления медицинских услуг, отвечающих самым современным требованиям.

В сфере здравоохранения Ивановская область активно участвовала во всех федеральных проектах по снижению смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, от травм в дорожно-транспортных происшествиях а также в проекте модернизации отрасли. Только в течение 2011 - 2013 годов инвестиции из федерального бюджета в здравоохранение региона составили более 4 млрд. рублей.

Масштабные вложения изменили облик здравоохранения региона. Отремонтировано 82% лечебных площадей. Во все областные и муниципальные больницы поступило современное медицинское оборудование, позволяющее применять эффективные методики лечения.

Создана и успешно функционирует система профильных межрегиональных центров оказания специализированной медицинской помощи, которые обеспечены самым современным оборудованием и квалифицированными врачами. Выстроена и осуществляется четкая маршрутизация доставки больных из всех населенных пунктов региона в профильные медицинские центры и диспансеры.

Если раньше больные после инсульта получали лечение в домашних условиях или в общем терапевтическом отделении, то сейчас все они продолжают реабилитацию в специализированных отделениях. Уровень госпитализации больных с инсультом увеличился с 60% в 2007 году до 95% в последние три года. Сегодня это заболевание становится излечимым в любом возрасте.

Жителям области стали доступны на бесплатной основе операции по коронарному стентированию, коронарной ангиопластике, операции на открытом сердце. В областном кардиодиспансере открыто отделение реабилитации.

Это позволило за восемь лет сократить смертность от инфаркта миокарда в 2 раза, от инсультов - в 5,4 раза. Доля умерших от сердечно-сосудистых заболеваний уменьшилась с 63,4% до 39,3%.

Создана трехуровневая система оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, оснащены современным оборудованием травматологический центр первого уровня в областной больнице и четыре травматологических центра второго уровня. Это позволяет предоставлять пострадавшим с тяжелыми травмами, сопровождающимися шоком, специализированную медицинскую помощь в течение «золотого» часа. Только за последний год число погибших при ДТП сократилось на 8,2%, а за 8 лет – почти на 40%.

Внедрены современные методики диагностики и лечения онкологических заболеваний. Налажена телемедицинская связь для консультаций специалистов районных больниц с сотрудниками областного онкодиспансера.

Открытие офтальмологического центра решило проблему лечения катаракты у пожилых людей независимо от места жительства. Ежегодно жителям области бесплатно делается более 2 тысяч операций по пересадке хрусталика при катаракте.

Проект модернизации здравоохранения способствовал развитию службы детства и родовспоможения. Созданы все условия для перехода на выхаживание новорожденных с экстремально низкой массой тела. Родильные отделения области переоснащены современным оборудованием для реанимации новорожденных. Обеспечено повышение квалификации врачей (акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов) в специализированном центре, который функционирует на базе ФГБУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова».

В Ивановской области отсутствуют случаи материнской смертности. Уровень младенческой смертности, достигнутый в регионе, ниже среднего по Российской Федерации.

Отремонтирована каждая вторая детская поликлиника. Завершено строительство нового корпуса областной детской клинической больницы, где размещены травматологический пункт, отделение травматологии и ортопедии, отделение детской хирургии и отделение реанимации. Это позволяет оказывать многопрофильную медицинскую помощь детям в условиях одного лечебного учреждения, что особенно важно при политравме.

Приоритетной задачей здравоохранения является обеспечение качественной медицинской помощи жителям Ивановской области, независимо от места жительства.

Для оказания первичной медицинской помощи сельскому населению функционирует сеть офисов врачей общей практики, налажены выезды мобильных врачебных бригад в отдаленные деревни и села. Действует передвижной медицинский комплекс со всем необходимым оборудованием, благодаря которому ежемесячно порядка тысячи жителей отдаленных населенных пунктов обследуются у специалистов в непосредственной близости от места проживания. В деревнях, где нет аптек, организована продажа лекарств: в ассортименте 122 наименований.

Моделирование развития

- проведение пропаганды здорового образа жизни, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
- развитие системы отдыха и оздоровления детей;
- укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий;
- создание условий для организации активного досуга и отдыха;
- развитие физической культуры и спорта, увеличение числа регулярно занимающихся физической культурой;
- увеличение удельного веса в личных расходах населения на здравоохранение, физическую культуру и спорт, рекреацию и отдых до 15% от совокупных доходов семьи к 2020 году;
- организация проведения диспансеризации детского и взрослого населения;
- улучшение качества диагностики больных на начальных стадиях заболеваний;
- формирование оптимальной инфраструктуры оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению (открытие 5 ФАПов и 9 отделений врача общей практики), усиление роли врача общей практики, поддержка деятельности фельдшерско-акушерских пунктов;
- увеличение объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях и оказываемой с профилактической целью, расширение функций центров здоровья;
- внедрение программ управления хроническими заболеваниями, включающих меры по выявлению, обучению и постоянному наблюдению таких больных;
- сокращение сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм за счет раннего выявления, применения эффективных методик лечения и обеспечения преемственности амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинского помощи и медицинской реабилитации;
- совершенствование мер безопасности и охраны труда, сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм на предприятиях и в организациях;
- проведение мероприятий по улучшению экологической ситуации;
- проведение капитальных ремонтов и дополнительное оснащение медицинских учреждений современным диагностическим и лечебным оборудованием для приведения их в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи;
- дальнейшее внедрение стандартов оказания медицинской помощи;
- развитие сети консультативно-диагностической помощи населению (в том числе приобретение автотранспорта областными лечебно-профилактическими учреждениями для выездной консультативной работы в районах Ивановской области);
- создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи в Ивановской области;
- создание в структуре всех медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;
- улучшение материально-технической базы службы скорой медицинской помощи, повышение качества оказания экстренной помощи на догоспитальном этапе;
- развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи, с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи;
- оптимизация структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий;
- повышение эффективности службы родовспоможения и детства, внедрение новых технологий в сфере охраны здоровья матери и ребенка;
- обеспечение паллиативной медицинской помощью пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями;
- создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий;
- развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения;
- создание интегрированной системы здравоохранения, в которой обеспечивается координаций действий организаций, оказывающих различные виды медицинской помощи, включение населения в качестве активного партнера при профилактике, выявлении и лечении заболеваний;
- организация повышения квалификации (в том числе дополнительной подготовки) врачей и среднего медицинского персонала;
- расширение практики заключения договоров о целевом наборе для обеспечения потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- создание условий для профессиональной деятельности медицинских работников в сельской местности, в первую очередь, молодых специалистов;
- оказание различных видов поддержки медицинских работников, в том числе на строительство и приобретение жилья;
- развитие системы контроля и обеспечения качества медицинской помощи;
- бесплатное обеспечение отдельных групп населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и лечебным питанием;
- обеспечение учреждений здравоохранения Ивановской области медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
- создание условий для доступности для населения безопасных и качественных лекарственных средств;
- введение записи к врачу в электронном виде во всех учреждениях здравоохранения;
- переход на электронную медицинскую карту граждан;
- более широкое и эффективное использование телемедицинских технологий;
- оснащение всех станций (отделений) скорой медицинской помощи автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов и использование системы Глонасс;
- внедрение современных информационных систем электронного документооборота, единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения Ивановской области в здравоохранение: персонифицированного учета оказанных медицинских услуг;
- увеличение доли негосударственных учреждений, принимающих участие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области;
- реализация совместно с учреждениями различной формы собственности проектов, обеспечивающих повышение доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи на территории Ивановской области;
- дальнейшее развитие системы добровольного медицинского страхования, направленной на расширение спектра медицинской помощи, получение дополнительного качественного медицинского обслуживания.

6.2.3 Образование

Стратегическая цель: Повышение качества и доступности образования в соответствии с запросами населения Ивановской области и перспективными задачами развития экономики региона.

В региональной системе образования в последние годы произошли значительные изменения.

Активно ведется работа по сокращению очереди в дошкольные учреждения. Охват детей от 1 до 7 лет дошкольным образованием с учетом развития вариативных форм составляет 85,1%, что выше, чем в среднем по России. Места в детских садах предоставлены всем детям в возрасте старше 3 лет, состоявшим в очереди. Вместе с тем, сохраняется проблема дефицита мест для детей в возрасте до 3 лет.

За последние 3 года введено более 4 тысяч дополнительных мест для дошкольников. В 2013 году впервые одним из основных направлений по ликвидации очередности в системе дошкольного образования стало строительство и реконструкция детских садов, а не использование резервов действующих учреждений. Таких темпов ввода новых мест для дошкольников в Ивановской области не было 25 лет, имеются перспективы ее продолжения при поддержке федерального бюджета до полной ликвидации очереди в детские сады.

Вместе с тем, введение нового стандарта дошкольного образования требует совершенствования материально-технической базы функционирующих дошкольных учреждений области и повышения квалификации педагогических кадров.

Во всей начальной школе внедрены федеральные государственные образовательные стандарты, на базе 45 пилотных площадок – стандарты основного общего образования.

Благодаря активному участию области в приоритетном национальном проекте «Образование» в настоящее время 90% школьников учатся в условиях, отвечающих всем современным требованиям, для сравнения 8 лет назад их было всего 23%.

Ивановская область занимает лидирующие позиции по информатизации общего образования. Все школы подключены к сети Интернет, оснащены компьютерной техникой, интерактивными комплексами. Интерактивное оборудование установлено во всех классах начальной школы.

Только за 2013 год расходы на обучение одного ученика увеличились в городах в 1,4 раза, на селе – в 1,7 раза.

На развитие инфраструктуры сельских школ израсходованы 36% федеральных средств по проекту модернизации общего образования.

Оснащены современным учебным оборудованием и укомплектованы кадрами базовые школы, в которые осуществляется подвоз сельских школьников. Полностью решена проблема подвоза сельских ребят школьными автобусами.

Сохранена сеть малокомплектных школ, в них созданы условия для дистанционного образования, чтобы обеспечить доступ учащихся к современным образовательным ресурсам через областной центр дистанционного обучения.

Дистанционные технологии при обучении школьников сейчас применяет 57% общеобразовательных учреждений, в 2010 году этот показатель составлял лишь 1%.

Практически решена проблема переоснащения технологическим оборудованием школьных столовых, активно ведется ремонт спортивных и актовых залов. Созданы межшкольные центры, обеспечивающие развитие одаренности детей в области естественных наук.

Вместе с тем, имеется проблема высокой степени износа зданий ряда образовательных учреждений, каждый десятый школьник обучается во вторую смену. Не в полной мере решена проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательных школ, создания условий для формирования в школах культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Сохраняются разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями. Результаты учащихся 10% лучших школ области почти в 2 раза превышают результаты 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена по математике. Несмотря на сокращение дефицита педагогических кадров, сохраняется возрастная диспропорция персонала: доля молодых учителей значительно ниже доли педагогов пенсионного и предпенсионного возраста.

В Ивановской области дополнительным образованием охвачено 69 тысяч человек, что составляет 70% от общего численности детей в возрасте от 5 до 17 лет. Сохранена широкая сеть учреждений дополнительного образования, активно используются ресурсы общеобразовательных организаций. Вместе с тем, остается низким охват детей услугами дополнительного образования технической и спортивно-туристской направленности. Во многих учреждениях требуется проведение капитальных ремонтов и укрепление материально-технической базы. Учреждения дополнительного образования недостаточно включены в систему профессиональной ориентации и подготовки к трудовой деятельности.

В Ивановской области действует развитая сеть учреждений профессионального образования:

17 образовательных организаций высшего образования, из них: 11 государственных организаций (7 вузов и 4 филиала) и 6 негосударственных организаций (1 вуз и 5 филиалов) ведут обучение по 162 направлениям подготовки;

30 образовательных организаций среднего профессионального образования ведут обучение по 65 направлениям подготовки по рабочим специальностям и по 72 направлениям среднего профессионального образования.

В целях приближения системы профессиональной подготовки к потребностям рынка труда, повышения квалификации выпускников учреждений профессионального образования по рабочим специальностям на базе учреждений профобразования созданы 5 ресурсных центров по востребованным специальностям в сфере металлообработки, энергетики, строительства, легкой промышленности и услуг.

Для кадрового обеспечения текстильной отрасли на базе профессионального лицея № 28 г. Иваново создан колледж легкой промышленности. Для обеспечения кадровой потребности индустриального парка «Родники» на базе профессионального лицея № 46 создан политехнический колледж. Оба учреждения будут предоставлять двухуровневое профессиональное образование.

В Ивановской области впервые принята и действует долгосрочная целевая программа по развитию системы начального и среднего профессионального образования Ивановской области на 2013 - 2017 годы, что позволило начать техническое перевооружение образовательных учреждений для организации обучения учащихся работе на самом современном оборудовании.

Увеличивается доля основных профессиональных образовательных программ, разработанных с участием работодателей на основе вновь принятых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования – по итогам 2013 года показатель составляет 70%.

Ежегодно от 20 до 25% выпускников профессиональных образовательных организаций присваивается повышенный квалификационный разряд. Большинство выпускников рабочих специальностей трудоустраиваются по полученной профессии.

Растет популярность «рабочих» специальностей у учащихся школ. В 2013 году почти половина выпускников 9-х классов общеобразовательных школ сделала выбор в пользу получения специальности начального или среднего профессионального образования, что является самым высоким показателем за 5 лет.

Вместе с тем, разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах, специалистах среднего звена и их реальным наличием сохраняется. В системе профессиональной подготовки недостаточно развиты связи с учреждениями общего образования и промышленными предприятиями. Наблюдается тенденция замещения на рабочих местах лиц с начальным и средним профессиональным образованием работниками с высшим образованием. Недостаточно развита система дополнительного профессионального образования.

В целом, отсутствует необходимый уровень взаимодействия всех типов учреждений, как общего, так и профессионального образования, для обеспечения непрерывности образования.

Моделирование развития

- строительство 11, реконструкция 3 и капитальный ремонт 109 зданий дошкольных образовательных организаций;
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания для семей с детьми до трех лет;
- разработка и внедрение вариативных моделей дошкольного образования, обеспечивающих каждому ребенку возможность обучаться по образовательным программам для детей старшего дошкольного возраста;
- развитие и государственная поддержка негосударственного сектора в дошкольном образовании;
- введение во всех образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров дошкольного образования в условиях введения ФГОС;
- строительство 9, реконструкция 26 и капитальный ремонт 115 зданий общеобразовательных организаций;
- введение во всех образовательных организациях, реализующих программы общего образования, федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования;
- организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников общего образования в условиях введения ФГОС;
- оснащение общеобразовательных организаций учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательных стандартов, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся;
- поддержка развития профильного обучения и профессиональной подготовки с приоритетным развитием подготовки школьников в сфере современных технологий;
- переход к организации обучения в общеобразовательных школах на основе индивидуальных учебных планов;
- организация работы межшкольных центров естественно-научной направленности;
- обновление содержания и технологий воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений;
- развитие дистанционных форм образования в малокомплектных и сельских отдаленных общеобразовательных организациях, в том числе для детей-инвалидов;
- формирование сети базовых образовательных организаций с универсальной безбарьерной средой, обеспечивающей совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития;
- обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствование норматива обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение качественного образования, разработка норматива на семейное, инклюзивное, индивидуальное обучение обучающихся;
- создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
- внедрение и отработка моделей сетевого взаимодействия учреждений, предоставляющих образовательные услуги;
- реализация мероприятий по поддержке общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях и со сложным контингентом обучающихся;
- совершенствование содержания образования:

  • реализация новой концепции математического образования;
  • совершенствование исторического образования и внедрение единого историко-культурного стандарта в образовательный процесс;
  • увеличение в образовательном процессе доли учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- организация функционирования регионального информационного ресурса, обеспечивающего учет заявлений родителей в дошкольные и общеобразовательные организации;
- создание современной инфраструктуры дополнительного образования детей:
  • укрепление материально-технической и учебно-методической базы учреждений дополнительного образования;
  • приведение условий организации дополнительного образования детей в соответствие с современными требования санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и других;
  • расширение спектра направлений исследовательской и конструкторской деятельности организаций дополнительного образования;
  • внедрение дистанционных форм обучения по дополнительным образовательным программам;

- создание региональной системы поддержки талантливых и одаренных детей;
- апробация моделей сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования;
- организация повышения квалификации руководителей и педагогических работников организаций дополнительного образования;
- разработка дополнительных образовательных программ и внедрение технологий дополнительного образования в соответствии с запросами детей и родителей и современными требованиями развития общества;
- организация профильных смен и профильных школ для одаренных детей, в том числе на базе высших учебных заведений региона;
- внедрение формы прикладного бакалавриата в систему профессионального образования;
- расширение форм сетевого взаимодействия между вузами, учреждениями среднего профессионального образования, общеобразовательными организациями и службами занятости;
- создание и оснащение современным учебно-производственным оборудованием региональных ресурсных центров профессионального образования и многофункциональных центров прикладных квалификаций;
- модернизация учебно-методической и материально-технической базы областных государственных профессиональных образовательных организаций;
- развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования с учетом прогноза рынка руда и социально-экономического развития региона;
- разработка с участием работодателей профессиональных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программ подготовки специалистов среднего звена;
- организация стажировки в ресурсных центрах мастеров производственного обучения и преподавателей специальных предметов по профилю подготовки;
- организация профориентационной работы в общеобразовательных организациях с использованием потенциала учреждений профессионального образования;
- проведение мастер-классов по ведущим профильным профессиям и специальностям с участием работодателей, специалистов ведущих образовательных организаций высшего образования;
- ведение базы данных о востребованности образовательных услуг, качестве подготовки, трудоустройстве и закрепляемости выпускников профессиональных образовательных организаций;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы;
- реализация на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан;
- создание центров оценки и признания квалификаций, признания результатов неформального профессионального обучения;
- совершенствование региональной системы оценки качества образования, процедуры внешней и внутренней оценки (самооценка);
- внедрение механизмов внешней независимой системы оценки качества работы образовательных организаций с участием общественности;
- формирование системы мониторинга образования, развитие систем информационного обмена и образовательной статистики:
  • проведение мониторинговых обследований обучения и социализации;
  • разработка показателей для изучения уровней учебных, метапредметных, внеучебных достижений учащихся;
  • разработка критериев и технологий оценки деятельности общеобразовательных организаций на основе показателей;
  • разработка модели рейтинговой оценки деятельности общеобразовательных организаций;

- развитие региональной системы электронного мониторинга управления образованием с использованием возможностей регионального портала, электронного дневника, электронного журнала;
- разработка индивидуализированных механизмов хранения и использования результатов обучения, введение инструментов оценки и учета разнообразных индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
- совершенствование управления образованием на основе региональной системы электронного мониторинга.

6.2.4 Культура

Стратегическая цель: Обеспечение права граждан на доступ к культурным ценностям. Сеть учреждений культуры, действующая в Ивановской области, позволяет ежегодно повышать доступность для жителей культурно-досуговых мероприятий, музеев, стабильно высокой сохраняется обеспеченность клубами и библиотеками. Активно проводится информатизация отрасли.

В последние годы значительно укреплена база областных учреждений культуры, с 2013 года из областного бюджета выделяются средства на ремонт муниципальных учреждений культуры. Реализуется проект «Сельская дискотека», в рамках которого получили современное музыкальное оборудование 85 сельских клубов.

На территории региона функционируют 8 модельных библиотек, 3 медиацентра для детей и юношества, 15 центров правовой информации, 268 сельских библиотек. Ежегодно выделяются средства на комплектование их фондов. Кроме того, в области работает передвижной комплекс библиотечно-информационного обслуживания (библиомобиль).

Недостаточное финансирование, передача полномочий в сфере культуры на уровень поселений и реструктуризация культурно-досуговых учреждений, особенно в сельской местности, привело к сокращению сети учреждений культуры, которому также способствовала естественная убыль населения, отток молодежи в города и изношенность зданий. Это привело к социальному неравенству творческой самореализации жителей села и их доступу к культурным ценностям.

Вместе с тем, материальная база муниципальных учреждений культуры в настоящее время требует значительного обновления. В отрасли ощущается дефицит профессиональных кадров, уровень оплаты труда в отрасли является одним из самых низких по Ивановской области.

Особого внимания требует вопрос сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Ивановской области. Существует необходимость комплексного решения проблемы реставрации недвижимых памятников, вовлечения их в процесс социально-экономического развития региона.

Моделирование развития

- формирование имиджа учреждений культуры области, делающего их привлекательными, способными оказывать влияние на развитие социокультурной ситуации;
- расширение спектра услуг и форм деятельности, предоставляемых музеями и библиотеками в соответствии с выявленными интересами и потребностями реальных и потенциальных посетителей;
- обеспечение адекватного развития процессов информатизации, связанных как с оцифровкой наиболее значимых музейных предметов и коллекций, так и с ведением комплектования, учета и хранения музейных фондов;
- создание условий для широкого доступа граждан к памятникам истории и культуры, хранящимся в музеях страны;
- разработка комплекса мер по сохранению и развитию исторических поселений Ивановской области;
- увеличение доли объектов культурного наследия, зарегистрированных в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- сохранение народных художественных промыслов, национальных ремесел, создание условий для реализации изделий народных мастеров;
- реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ивановской области и их территорий;
- адаптация традиционных направлений культуры к современным условиям, стимулирование возникновения новых направлений развития культуры, обеспечение условий для инновационной и инвестиционной деятельности;
- обеспечение сохранности музейных и библиотечных фондов, улучшение условий их хранения;
- продолжение реконструкции объектов, имеющих статус памятников истории и архитектуры;
- обеспечение модернизации деятельности библиотек и музеев, в том числе оцифровка библиотечных и музейных фондов;
- обеспечение непрерывности комплектования библиотек, технологического обновления, внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий в библиотеках, создания библиотек семейного чтения;
- развитие инфраструктуры учреждений культуры через создание интегрированных структур, способных оказывать населению качественные услуги многопрофильного характера (создание многопрофильных культурных центров);
- увеличение экспозиционных площадей музеев;
- расширение практики обмена выставочных проектов музеев Ивановской области с музеями Российской Федерации;
- развитие государственной поддержки творческих проектов в сфере культуры;
- поддержка мастеров искусств и молодых дарований, повышение престижа творческих профессий;
- совершенствование методик раннего выявления таланта и его поддержки;
- создание условий для обновления творческих и технических кадров профессиональных театральных и музыкальных коллективов, стимулирование профессионального роста мастеров искусств и творческой молодежи через систему творческих конкурсов;
- поддержка и обеспечение полноценной жизнедеятельности театров, концертных организаций и музыкальных коллективов;
- повышение качества подготовки специалистов;
- создание системы стимулов, направленных на привлечение к работе в профессиональных учреждениях культуры и искусства ведущих специалистов, творческих деятелей;
- сохранение сети образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, в том числе детских школ искусств как основы 3-ступенчатой системы образования в сфере культуры и искусства;
- совершенствование подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования культуры и искусства, расширение перечня образовательных программ подготовки и переподготовки кадров, реализуемых в высших учебных заведениях региона;
- совершенствование системы управления театрально-концертных учреждений;
- проведение различных фестивалей, конкурсов, смотров, ориентированных на реализацию творческой активности населения;
- развитие культурного обмена на межрегиональном, общероссийском и международном уровнях;
- развитие взаимодействия культурного и образовательного сообществ Ивановской области для приобщения молодежи к историко-культурному наследию Ивановской области;
- продолжение реконструкции домов культуры в населенных пунктах с низкими показателями обеспеченности населения клубными учреждениями культуры;
- внедрение в отрасль новых информационных и телекоммуникационных технологий;
- проведение ремонтно-реставрационных работ и техническое переоснащение государственных и муниципальных учреждений культуры Ивановской области (детских школ искусств, библиотек, клубных учреждений), в том числе в сельской местности;
- поддержка функционирования и развития зоопарка в г. Иваново;
- проведение капитального ремонта Ивановского филиала Росгосцирка;
- внедрение более эффективных методов финансирования и оплаты труда;
- создание условий для повышения профессионального уровня работников учреждений социальной сферы;
- внедрение системы заключения «эффективных контрактов»;
- повышение престижа профессий социальной сферы.

6.2.5 Уровень жизни населения. Доступность и качество социального обслуживания.

Стратегическая цель: содействие в реализации прав граждан на безопасный и здоровый труд, полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы; обеспечение предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, 100%-ое удовлетворение потребности граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми в качественном социальном обслуживании.

Средняя заработная плата в Ивановской области в 2013 году составила 18,9 тыс. рублей, что на 15,5% выше, чем в 2012 году и на 44% выше, чем в 2010 году. Средняя заработная плата выше величины прожиточного минимума в Ивановской области в 2,7 раза (2010 год – в 2,5 раза). Однако, средняя заработная плата в регионе на треть ниже, чем в среднем по Российской Федерации и почти в 2 раза меньше, чем в среднем по Центральному федеральному округу.

В регионе последовательно реализуется одна из основных задач социальной политики - увеличение доходов населения и уровня заработной платы. Проводятся масштабные мероприятия по увеличению заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

По сравнению с 2012 годом средняя заработная плата педагогов учреждений дополнительного образования увеличилась в 2,4 раза, воспитателей детских садов – в 1,7 раза, у социальных работников и младшего медицинского персонала – в 1,5 раза, у работников учреждений культуры – в 1,3 раза. В 2013 году педагоги школ получали зарплату на уровне средней по региону, а средняя зарплата врачей – более 29 тыс. рублей – превышала среднюю по области почти на 60%.

Проводимые мероприятия позволяют не просто обеспечить рост абсолютных значений заработной платы, но и качественно улучшить позиции работников бюджетной сферы на рынке труда, обеспечить приход в учреждения социальной сферы молодых специалистов.

Благодаря реализации мероприятий, направленных на поддержку безработных граждан, развитию активных форм содействия трудоустройству, официальная безработица в Ивановской области с начала 2013 года сократилась на треть, а уровень безработицы (по методике Международной организации труда) составляет 5,2%, что ниже среднероссийского значения.

В полном объеме выполняются взятые обязательства по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также созданию специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.

Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, устойчиво сокращается: если в 2010 году этот показатель составлял 20,4%, то в 2013 году, по предварительным данным Ивановостата, – 14,2%.

Общий объем финансирования системы социальной защиты населения Ивановской области в 2013 году составил 6,3 млрд. рублей, из них 4,2 млрд. рублей (66,3% от общего объема) направлены на предоставление различных мер социальной поддержки. Система выплат включает 72 вида (пособия, компенсации, субсидии), поддержка оказывается каждому третьему жителю области, в том числе 72% пенсионеров.

Обеспечен стопроцентный уровень доступности социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в домах-интернатах, отделениях временного проживания и комплексных центрах социального обслуживания, женщин в психоневрологических интернатах. По сравнению с 2012 годом на 58,9% сократилась очередность мужчин в психоневрологические интернаты.

Завершена реализация Программы Ивановской области «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста» на 2011 - 2013 годы, в рамках которой в деятельность учреждений социального обслуживания внедрен ряд инновационных социальных технологий, направленных на сохранение активности и укрепление здоровья пожилых людей, поддержание их эмоционально-психологического состояния, а также повышение уровня безопасности их повседневной жизнедеятельности. Общий объем финансирования программы составил свыше 900 млн. рублей.

Продолжилась работа по улучшению жилищных условий жителей Ивановской области. Жилищные условия за 2013 год улучшили 448 ветеранов Великой Отечественной войны.

В 2013 году на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы Ивановской области «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области» направлено 14,8 млн. рублей. Проведены мероприятия по повышению доступности для инвалидов зданий учреждений культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, приобретено специализированное оборудование, организованы мероприятия для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На учете в органах социальной защиты населения Ивановской области состоят 60,5 тысяч семей, в которых воспитывается 81,3 тысячи несовершеннолетних. На оказание детям области различных услуг и предоставление семьям мер поддержки в связи с рождением и воспитанием детей направляется более 20% финансирования отрасли.

Приоритетным направлением в оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам является заключение с ними социального контракта, в котором обозначаются меры, предпринимаемые гражданином (семьей) для выхода из трудной жизненной ситуации, при получении материальной помощи от государства. С использованием данного механизма расходуется более 64% средств, предусмотренных на оказание государственной социальной помощи. В 2013 году социальные контракты были заключены со 175 семьями, в которых воспитываются 390 несовершеннолетних. По результатам окончания действия социального контракта в 87% случаев зарегистрировано достижение уровня самообеспечения семьи.

Перспективной задачей в системе социальной защиты населения является более широкое распространение оказания помощи на основе индивидуального подхода к каждому нуждающемуся для преодоления трудной жизненной ситуации.

В Ивановской области создана база данных о лицах без определенного места жительства и занятий, предусмотрен достаточно широкий спектр услуг для данной категории граждан. По состоянию на 31.12.2013 в базе данных состояло 763 лица без определенного места жительства. В течение года за социальными услугами обратились 1863 человека, количество оказанных услуг составило 4362.

В 2013 году в регионе начата работа по внедрению трудовых договоров («эффективных контрактов»). Со всеми руководителями учреждений социального обслуживания заключены трудовые договоры («эффективные контракты»).

Моделирование развития

- внедрение более эффективных методов финансирования и оплаты труда;
- создание условий для повышения профессионального уровня работников учреждений социальной сферы;
- повышение престижа профессий социальной сферы;
- оптимизация учреждений социального обслуживания населения;
- внедрение индивидуальной программы, исходя из потребностей гражданина в социальных услугах;
- внедрение в деятельность учреждений социальной сферы инновационных технологий образования и социального сопровождения инвалидов, в том числе, детей-инвалидов;
- разработка и внедрение новых форм и технологий работы с семьями и детьми, направленных на профилактику семейного насилия и неблагополучия, безнадзорности и беспризорности детей;
- широкое применение формы социального сопровождения граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь на основе межведомственного взаимодействия;
- внедрение современных информационных технологий в деятельность учреждений системы социальной защиты населения Ивановской области;
- проведение среди населения области мониторинга и анализа потребностей в социальных услугах на дому для удовлетворения реальной потребности;
- расширение возможностей населения в получении социальных услуг, в том числе на платной основе, за счет совершенствования работы учреждений социального обслуживания, повышения качества оказываемых социальных услуг, учитывающих индивидуальные особенности граждан;
- расширение возможностей предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты населения через порталы государственных услуг и через МФЦ;
- внедрение новой методологии определения и измерения бедности;
- индексация размеров существующих социальных выплат в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечение информированности населения о государственных услугах в сфере социальной защиты населения;
- функционирование системы социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;
- внедрение современных технологий в области профилактики социального сиротства и устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- научно-методическое обеспечение деятельности, связанной с развитием семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также с социальным сопровождением воспитанников детских домов;
- расширение практической реализации модели постинтернатного сопровождения выпускников из числа детей-сирот;
- оптимизация сети детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их материально-техническое оснащение;
- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- повышение уровня доступности услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры и искусства, социального обслуживания, физкультуры и спорта;
- приспособление зданий системы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, спортивных сооружений Ивановской области для инвалидов и маломобильных граждан;
- развитие транспортного обслуживания инвалидов и других маломобильных граждан;
- оказание содействия в трудоустройстве безработных граждан, в том числе создание оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов;
- расширение перечня профессий для получения инвалидами начального профессионального образования, в том числе в дистанционной форме;
- обеспечение безбарьерного доступа инвалидов к информационным ресурсам;
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
- организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организацию профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- обеспечение психологической поддержки безработных граждан;
- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности;
- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;
- организацию проведения оплачиваемых общественных работ;
- содействие социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

6.2.6 Молодежная политика

Стратегической целью: реализация потенциала молодежи через развитие эффективных моделей и форм ее вовлечения в социально-значимые виды деятельности.

Стратегическими задачами являются:

- содействие экономическому, социальному, культурному и физическому развитию молодежи;
- создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
- реализация общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных общественных объединений;
- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.

Моделирование развития.

Разработка концептуального обоснования изменений и дополнений в закон «О молодежной политике в Ивановской области»» по следующим направлениям:

1. Обеспечение занятости молодежи:

- активизация деятельности по формированию выбора профессий, получению профессионального образования в соответствии с требованиями современного рынка труда;
- расширение направлений деятельности профильных лагерей дневного пребывания;
- развитие деятельности трудовых объединений, студенческих отрядов, а также бирж труда и других форм занятости молодежи;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- содействие трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
- совершенствование нормативной правовой базы для привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов;
- укрепление базы организаций общего, дополнительного и профессионального образования для создания условий для исследовательской деятельности молодежи;
- мониторинг, анализ и продвижение инновационных и научно-исследовательских проектов молодых ученых и предпринимателей;
- развитие и популяризация инновационной предпринимательской деятельности в молодежной среде;
- создание регионального молодежного бизнес-инкубатора;
- создание системы стимулирования вовлечения молодежи в сферу науки, образования, промышленного производства и предпринимательской деятельности;
- содействие привлечению молодых людей к волонтерской деятельности, общественно полезной и социально значимой работе;
- поддержка деятельности центра координации и развития добровольчества в г.о. Иваново и Ивановской области;
- поддержка талантливой молодежи (проведение фестивалей и конкурсов, учреждение премий и грантов, создание современных молодежных творческих коллективов);
- поддержка молодежных субкультур.

2. Формирование культуры здорового образа жизни у молодых граждан:

- формирование позитивного имиджа физически и нравственно здорового молодого человека;
- создание положительного информационного поля вокруг здорового образа жизни как стиля молодых;
- развитие комплекса услуг, предоставляемых молодежи и детям на безвозмездной (муниципальные спортивные площадки для занятий физкультурой и спортом, приобретение абонементов на серию спортивных мероприятий для детей и подростков из малообеспеченных и многодетных молодых семей) и возмездной основе;
- содействие развитию молодежного туризма;
- разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на профилактику аддитивного поведения детей, подростков и молодежи, профилактику асоциальных явлений и пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде;
- увеличение доступности услуг физической культуры и спорта, в том числе создание и развитие инфраструктуры для занятий массовыми и экстремальными видами спорта.

3. Поддержка молодых семей:

- обеспечение полного и качественного информирования молодых семей о действующих программах по обеспечению их жильем в Ивановской области;
- оказание первоочередного содействия молодым специалистам и их семьям, работающим в сельской местности, в строительстве и приобретении ими жилья;
- создание сети клубов, финансируемых из различных источников и организующих проведение спортивно-досуговых программ для всей семьи по месту жительства в выходные, праздничные дни, вечернее время.

4. Обеспечение безопасной среды обитания, преодоление экстремистских настроений в молодежной среде:

- организация мониторинга экономического, социального, правового положения, занятости и самозанятости молодежи;
- утверждение в молодежной среде духовно-нравственных и гуманистических ценностей, укрепление гражданского мира и согласия, предупреждение возникновения этнорелигиозных конфликтов;
- интеграция в систему общественных отношений различных категорий молодых людей и подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию;
- развитие межнационального молодежного сотрудничества в проектной деятельности.

5. Развитие и поддержка инициативы и общественной активности молодежи и молодежных общественных организаций:

- подготовка и реализация проекта "Дворец молодежи", направленного на консолидацию молодежных инициатив;
- грантовая и организационная поддержка инициатив общественных объединений молодежи;
- реализация общественными молодежными организациями социально значимых молодежных проектов на региональном, межрегиональном и международном уровнях;
- создание площадок для обмена опытом молодежных общественных объединений и организаций, в том числе с единомышленниками, проживающими за пределами Ивановской области;
- формирование молодежного лидерского потенциала, кадрового резерва новых политических лидеров и управленцев;
- создание проектов для молодежи в сельской местности Ивановской области.

6. Содействие сохранению и развитию сети муниципальных учреждений по работе с молодежью и детьми по месту жительства:

- развитие материально-технической базы клубов по месту жительства;
- расширение направлений работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.

7. Патриотическое воспитание молодежи:

- расширение сети военно-патриотических клубов и поисковых объединений;
- усиление направления гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях всех типов;
- развитие кадетского образования и воспитания;
- создание и обеспечение функционирования регионального центра по военно-патриотическому воспитанию и подготовке (граждан) молодежи Российской Федерации к военной службе в целях консолидации усилий по военно-патриотическому воспитанию молодежи и развитию материально-технической базы патриотических объединений;
- реализация комплекса мероприятий (тематических, методических, информационных), направленных на решение основных задач в области патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, формирования базовых семейных ценностей;
- увеличение числа мероприятий, в ходе которых ценности гражданственности, патриотизма транслируются по принципу «молодые – молодым».

Ожидаемые результаты:

- возрастание социальной активности молодежи и ее вклада в преобразование общества;
- преодоление негативных явлений в молодежной среде, сокращение подростковой и молодежной преступности;
- укрепление социального института семьи и семейных ценностей;
- развитие духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотического самосознания в молодежной среде, увеличение доли молодых людей, мотивированных к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, повышение престижа службы в армии;
- увеличение численности молодежи, вовлеченной в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов и других форм занятости молодежи;
- увеличение удельного веса молодых семей, улучшивших или решивших полностью свои жилищные проблемы;
- увеличение удельного веса молодежи, вовлеченной в различные формы досуга;
- увеличение количества участников профильных лагерей дневного пребывания;
- увеличение количества подростков и молодежи, занимающихся в клубах по месту жительства;
- увеличение доли подростков и молодежи, приобщенных к здоровому образу жизни.

6.2.7 Развитие физической культуры и спорта

Стратегической целью развития является реализация права граждан на доступ к услугам и учреждениям физической культуры и спорта на всей территории Ивановской области.

Основные задачи:

- развитие и содержание собственной материально-технической базы физической культуры и спорта;
- использование физической культуры и спорта как одного из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека;
- формирование потребности людей в физическом совершенстве и повышение заинтересованности в собственном здоровье и престиже активного образа жизни;
- создание условий для высших достижений в спорте и подготовки спортивного резерва, развития инфраструктуры массового детско-юношеского спорта.

Моделирование развития.

1. По отрасли физической культуры и спорта в рамках Стратегии целесообразно произвести расчет четырех основных показателей на внутрирегиональном уровне:

- удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой;
- обеспеченность спортивными залами;
- обеспеченность плавательными бассейнами;
- обеспеченность плоскостными сооружениями.

Деление Ивановской области на отдельные системы расселения (в каждой из которых выделяется 1 крупный центр межпоселенческого обслуживания) и численность населения выделенных систем расселения по данным на начало 2008 года представлены в таблице 24.


Таблица 24

Численность населения по системам расселения

Система расселения

Состав
(административные единицы)
Численность
населения на начало
2008 года, человек

Западная

Ильинский

Комсомольский

Гаврилово-Посадский

г. Тейково

Тейковский 

97520

Центральная

г. Иваново

Ивановский

Лежневский

г. Фурманов

Фурмановский

Приволжский 

564317

Северная

г. Кинешма

Кинешемский

Заволжский

г. Вичуга

Вичугский

Юрьевецкий

215215

Восточная

Верхнеландеховский

Лухский

Пестяковский

Пучежский

38609

Южная

г. Шуя

Палехский

Родниковский

Савинский

Шуйский

Южский

172225

2. Формирование потребности людей в физическом совершенстве:

- создание действенной системы пропаганды здорового образа жизни, направленной на формирование у населения, особенно у детей и молодежи, интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
- активизация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства;
- обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан, в том числе с применением механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан, детьми, учащимися, пенсионерами, инвалидами, совершенствование организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства.

3. Укрепление материально-технической базы:

- строительство современных спортивных объектов;
- реконструкция действующих спортивных объектов;
- доведение до нормативного уровня обеспеченности населения плоскостными сооружениями, бассейнами, спортивными залами;
- оснащение физкультурно-оздоровительных учреждений современным спортивным инвентарем и оборудованием;
- развитие пришкольных спортивных объектов;
- обременение организаций, занимающихся строительством новых жилых домов, созданием инфраструктуры спорта и физической культуры;
- развитие системы спортивно-оздоровительного туризма, в т. ч. строительство туристских баз с инфраструктурой спорта для недорогого семейного отдыха.

Норматив обеспеченности спортивными залами составляет 3,5 тыс. кв. м на 10 тыс. жителей, плоскостными сооружениями - 19494 кв. м на 10 тыс. жителей, плавательными бассейнами - 79 кв. м зеркала воды на 10 тыс. жителей. Однако не во всех системах расселения будут достигнуты рекомендуемые нормативы. При расчетах принимается, что к концу 2020 г. численность населения всех систем расселения сократится на 5,7%.

Прогноз ввода спортивных объектов к началу 2021 г. приведен в следующих таблицах.


Таблица 25

Прогноз обеспеченности населения и ввода спортивных залов

2007 год

система расселения

численность населения, чел., на начало года

спортивные залы

уровень подушевой обеспеченности

площадь, кв. м

необходимый ввод за 2009 - 2020гг., кв. м

Западная

97520

1,1

10988

-

Центральная

564317

0,8

46210

-

Северная

215215

0,8

18072

-

Восточная

38609

1,3

4914

-

Южная

172225

1,1

19073

-

Всего:

1087886

0,9

99257

-

2020 год

система расселения

численность населения, чел., на начало года

спортивные залы

уровень подушевой обеспеченности

площадь, кв. м

необходимый ввод за 2009 - 2020гг., кв. м

Западная

91961

3

27588

16600

Центральная

532151

2,7

143681

97471

Северная

202948

2,5

50737

32665

Восточная

36408

3,5

12743

7829

Южная

162339

3

48702

29629

Всего:

1025808

2,8

283451

184194


Таблица 26

Прогноз обеспеченности населения и ввода плоскостных сооружений

2007 год

система расселения

численность населения, чел., на начало года

плоскостные сооружения

уровень подушевой обеспеченности

площадь, кв. м

необходимый ввод за 2009 - 2020гг., кв. м

Западная

97520

12,6

123060

-

Центральная

564317

3,1

177530

-

Северная

215215

6,3

136029

-

Восточная

38609

3

11568

-

Южная

172225

5,2

89154

-

Всего:

1087886

4,9

537341

-

2020 год

система расселения

численность населения, чел., на начало года

плоскостные сооружения

уровень подушевой обеспеченности

площадь, кв. м

необходимый ввод за 2009 - 2020гг., кв. м

Западная

91961

19,5

179325

56265

Центральная

532151

12

638581

461051

Северная

202948

15

304422

168393

Восточная

36408

12

43690

32122

Южная

162339

14

227275

138121

Всего:

1025808

13,6

1393292

855951


Таблица 27

Прогноз обеспеченности населения и ввода плавательных бассейнов

2007 год

система расселения

численность населения, чел., на начало года

плавательные бассейны

уровень подушевой обеспеченности

площадь, кв. м

необходимый ввод за 2009 - 2020гг., кв. м

Западная

97520

56,6

552

-

Центральная

564317

37,6

2121

-

Северная

215215

25,6

552

-

Восточная

38609

0

0

-

Южная

172225

0

0

-

Всего:

1087886

29,6

3225

-

2020 год

система расселения

численность населения, чел., на начало года

плавательные бассейны

уровень подушевой обеспеченности

площадь, кв. м

необходимый ввод за 2009 - 2020гг., кв. м

Западная

91961

60

552

0

Центральная

532151

50

2661

540

Северная

202948

40

812

260

Восточная

36408

30

109

109

Южная

162339

30

487

487

Всего:

1025808

45

4621

1396

Согласно данному прогнозу за 2009 - 2020 гг. в Ивановской области должно быть введено 184,2 тыс. кв. м спортивных залов, 865 тыс. кв. м плоскостных сооружений и бассейнов общей площадью 1396 кв. м зеркала воды.

В соответствии с долгосрочной целевой программой Ивановской области «Развитие физической культуры и спорта в Ивановской области на 2011 - 2015 годы» на территории Ивановской области в 2012 - 2015 годах планируется построить следующие спортивные объекты:

- три физкультурно-оздоровительных комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном;
- пять физкультурно-оздоровительных комплексов с универсальным спортивным залом;
- один физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном;
- Дворец игровых видов спорта;
- Региональный центр спортивной подготовки олимпийских видов спорта;
- зал для футбола;
- три футбольных поля с искусственным покрытием;
- пять центров по зимним видам спорта;
- десять многофункциональных спортивных площадок.

Также планируется реконструировать стадион «Спартак».

В 2020 году в восточной системе расселения обеспеченность населения спортивными залами достигнет рекомендуемого нормативного уровня. В западной системе расселения нормативный уровень будет достигнут по обеспеченности населения плоскостными сооружениями. По обеспеченности плавательными бассейнами ввиду их малой общей площади в регионе по данным за 2008 г. к 2020 г. рекомендуемый норматив достигнут не будет во всех выделенных системах расселения.

Увеличение обеспеченности населения спортивными учреждениями прямо скажется на росте числа регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Ожидается, что к 2020 году этот показатель достигнет 14 - 16%, кроме того ожидается увеличение к 2020 году численности спортсменов Ивановской области, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации.

Также необходимо строительство иных типов спортивных объектов, например, спортивных баз, трасс в целях развития зимних видов спорта.

Мероприятия:

- оборудование стационарных рекламных мест для социальной рекламы по пропаганде спорта возле спортивных сооружений, учреждений общего и начального профессионального образования;
- кадровое обеспечение отрасли;
- научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта;
- обеспечение необходимых условий для закрепления молодых специалистов, особенно в сельской местности;
- стимулирование эффективной работы учителей, специалистов, тренеров по физической культуре и спорту в зависимости от результатов их трудовой деятельности;
- организация системы переподготовки, повышения квалификации для перспективных и ведущих тренеров по различным видам спорта в межрегиональных центрах олимпийской подготовки или вузах Российской Федерации;
- развитие физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями;
- развитие спорта высших достижений;
- принятие программы содействия расширению охвата населения услугами негосударственных организаций спортивно-оздоровительной направленности.

Ожидаемые результаты:

- увеличение обеспеченности жителей Ивановской области объектами спортивной инфраструктуры;
- создание условий для роста популярности систематических занятий физической культурой и спортом среди жителей Ивановской области;
- повышение доступности учреждений физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- рост числа регулярно занимающихся физкультурой до 40% от всего населения к 2020 году;
- увеличение обеспеченности спортивными залами до 2,8 тыс. кв. м на 10 тыс. жителей к 2020 году;
- увеличение обеспеченности плавательными бассейнами до 45 кв. м зеркала воды на 10 тыс. жителей к 2020 году;
- увеличение к 2020 году численности спортсменов Ивановской области, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, до 7,5 чел. на 100 тыс. чел. населения;
- увеличение обеспеченности плоскостными сооружениями до 13,6 тыс. кв. м на 10 тыс. жителей к 2020 году;
- улучшение здоровья населения, снижение заболеваемости;
- преодоление дефицита высококвалифицированных кадров;
- развитие спорта высших достижений;
- предотвращение вовлечения молодежи в преступную деятельность.

6.3 Ресурсное обеспечение социальной политики

Бюджетное финансирование всех отраслей социальной сферы с 2014 года осуществляется в рамках государственных программ Ивановской области:

«Развитие здравоохранения Ивановской области» (объем финансирования на 2014 – 2018 годы – 38,7 млрд. рублей);
«Социальная поддержка граждан в Ивановской области» (объем финансирования на 2014 – 2017 годы – 22,1 млрд. рублей);
«Развитие образования Ивановской области» (объем финансирования на 2014 – 2018 годы – 18,4 млрд. рублей);
«Развитие физической культуры, спорта и туризма в Ивановской области» (объем финансирования на 2014 – 2016 годы – 2,8 млрд. рублей);
«Культура Ивановской области» (объем финансирования на 2014 – 2018 годы – 1,6 млрд. рублей);
«Содействие занятости населения Ивановской области» (объем финансирования на 2014 – 2018 годы – 2,1 млрд. рублей).

Принятие данных государственных программ Ивановской области повышает вероятность получения финансирования в рамках мероприятий аналогичных федеральных программ. В настоящее время финансирование из федерального бюджета выделено на реализацию мероприятий по модернизации дошкольного и профессионального образования, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в общеобразовательных учреждениях, на развитие службы крови.

В качестве интеллектуальных (кадровых) ресурсов при достижении поставленных стратегических целей можно рассматривать организации высшего профессионального образования, расположенные на территории Ивановской области, которые не только обеспечивают подготовку кадров для отраслей экономики, но и обладают значительным научным потенциалом и базой для проведения фундаментальных и прикладных исследований.

Проекты-драйверы

- Поэтапный рост средней заработной платы отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений до уровня средней заработной платы по экономике, врачей – до 200% от средней заработной платы по экономике.
- Выход на нулевой уровень естественной убыли населения.
- Завершение капитальных ремонтов во всех учреждениях здравоохранения, 100%-ая информатизация отрасли здравоохранения.
- План мероприятий по повышению доступности и качества медицинской помощи.
- Развитие службы крови Ивановской области.
- Региональный центр генетического консультирования (НИИ материнства и детства).
- Создание эффективной системы взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающей высокое качество образовательных услуг, профессиональной ориентации и удовлетворение потребностей регионального рынка труда.
- Проекты по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы:
- введение новых образовательных стандартов специального (коррекционного) и дошкольного образования;
- развитие в регионе моделей государственно-общественного управления образованием;
- совершенствование системы профессионального образования, соответствующего требованиям социально-экономического развития Ивановской области.
- Проект «Электронная школа»: электронные учебники, дневники, журналы, столовые, проходные.
- Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области.
- Модернизация системы социального обслуживания.
- «Ваш Индекс Лучшей Жизни» - интерактивный социологический проект (по 11 показателям благосостояния: жилищные условия, доход, работа, общество, образование, экология, гражданские права, здоровье, удовлетворенность, безопасность, работа/отдых - через портал «Открытое Правительство Ивановской области»).
- «Библиотека XXI века».
- Музейный кластер региона.
- За здоровый образ жизни.
- Всемирный фестиваль молодежи.


Возврат к списку