О корректировке Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года.

Воронов Юрий Михайлович

Научный руководитель проекта, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ, ВПО «Ивановский государственный политехнический университет», доктор политических наук, профессор

Принятая в 2010 году Стратегия – весьма декларативный документ, насыщенный общими фразами, многочисленными пожеланиями или наукообразными рекомендациями. Это был бы терпимый недостаток при условии четко выстроенной системы управления Стратегией: от стратегического замысла до конкретного проекта, реализуемого ответственной командой и регулярно контролируемого по результатам.

Пожалуй, лишь проекты, которые инициировал губернатор Михаил Александрович Мень (текстильный кластер, туристический кластер, индустриальный парк «Родники» и ряд других) конкретизируют некоторые направления Стратегии. По другим разделам слабости очевидны: нет регламента мониторинга достижения целевых показателей, за органами исполнительной власти не закреплена ответственность за результаты, ими не проводится регулярный причинно-следственный анализ действий по достижению показателей, ведомственный перекос препятствует принятию сбалансированных решений – не выделена структура, облеченная высокими полномочиями по контролю исполнения Стратегии.

Что же, по нашему мнению, предстоит сделать!

Во-первых, четко сформулировать видение (позиционирование) региона как инновационно-индустриальной территории, международного центра дизайна и торговли товарами легкой промышленности, университетского центра.

По этим направлениям необходимо разработать конкретные дорожные карты с учетом «майских» (2012 г.) Указов Президента Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства России, принятых государственных программ и отраслевых федеральных стратегий.

Во-вторых, разработать систему управления реализацией Стратегии. Здесь, прежде всего, предстоит грамотно интегрировать региональные стратегические, среднесрочные и тактические программы и проекты с федеральными нормативными правовыми актами.

В-третьих, выделить специальные разделы по формированию инновационной системы региона, созданию благоприятного инвестиционного климата с целью реализации задачи реиндустриализации экономики области. В региональной инновационной системе важное место должна занять политика интеграции науки, производства и образования, создания эффективно действующей триады: «образование – исследования – наукоемкий продукт». Катализатором решения этой задачи мог бы стать сформированный на базе университетов научно-образовательный парк.

Важнейшей задачей рабочих групп по корректировке Стратегии должна стать, по нашему мнению, разработка «стратегической карты» долгосрочных тенденций, возможных критических ситуаций, перспективных технологий и необходимых управленческих решений по развитию человеческого капитала Ивановской области как главного стратегического ресурса территории.


Возврат к списку