Обращение с отходами: дорожная карта развития

Пальчиков Олег Анатольевич

Координатор партийного проекта «Экология России» ВПП «Единая Россия» в Ивановской области

Вопросы загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления в Ивановской области становятся все более актуальными. С ростом производительных сил и развитием потребительского рынка стремительно увеличился объем производственных отходов и отходов, образующихся в результате потребления населением товаров и продукции.

Вместе с тем, большинство полигонов и санкционированных свалок Ивановской области имеют заполнение 80% и выше. Строительство новых экологических полигонов ведется недостаточными темпами. Деятельность значительной части мест размещения отходов осуществляется с нарушением экологического законодательства.

Должным образом не налажен процесс сбора ртутьсодержащих отходов, отходов медицинских учреждений. Отсутствует необходимая инфраструктура по обезвреживанию перечисленных отходов. В результате отходы, скопившиеся в Ивановской области, подчас содержат высокотоксичные и ядовитые вещества, наносящие вред окружающей среде и здоровью человека.

Решение накопленных проблем возможно только при принятии комплексных мер.

Следует отметить, что государственная экологическая политика в сфере обращения отходов в России в настоящий момент направлена в основном не на их переработку, а на взимание платежей за размещение, ведение отчетности, выдачу лицензий. В результате количество несанкционированных свалок увеличивается, бизнес на отходах криминализуется.

Необходимость совершенствования законодательства в сфере обращения отходов неоднократно отмечалась в поручениях Президента Российской Федерации, что нашло свое отражение в активизации работы по совершенствованию законодательного регулирования в данной области.

Для решения накопившихся проблем в сфере обращения отходов в Ивановской области необходимо выполнение следующих задач:

  • Создание профильной рабочей группы и организация рабочего процесса.
  • Мониторинг региональных участников рынка обращения с отходами и инвентаризация накопившихся региональных проблем в сфере обращения отходов.
  • Актуализация региональной программы обращения отходов.
  • Актуализация генеральной схемы очистки территории (ГСОТ).
  • Создание региональных саморегулируемых организаций (СРО) в сфере обращения отходов.
  • Реализация региональной программы и положений ГСОТ с применением передовых технологий по сбору, сортировке, размещению, использованию и утилизации отходов с выполнением требований по охране окружающей среды.

Очевидно, что для создания требуемой инфраструктуры в рамках реализации региональной программы обращения с отходами и положений ГСОТ потребуются значительные финансовые ресурсы, исчисляемые миллиардами рублей, которых в настоящей момент в бюджете региона нет.

Для решения вопроса финансирования мероприятий, необходимых для кардинального изменения ситуации в сфере обращения отходов производства и потребления, с 2014 года в России предусмотрено формирование государственного фонда, пополняемого за счет утилизационных сборов. При этом:

  • Сбор взимается с производителей и импортеров продукции.
  • Взимание сбора осуществляется с единицы упаковки или с единицы продукции по дифференцированным ставкам, в зависимости от затрат на утилизацию объекта.
  • Вводится применение понижающего коэффициента к ставке сбора в случае, когда производитель производит продукцию из вторичных ресурсов, полученных на территории России.

И в заключение хотелось бы отметить, что решение накопившихся проблем в сфере обращения отходов производства и потребления в Ивановской области имеет высокую экологическую и социально-экономическую значимость и в целом окажет положительное влияние на развитие всех сфер региона, включая туризм и сельское хозяйство.

Презентация. Пальчиков О.А


Возврат к списку