Развитие человеческого капитала: стратегия социальной политики Ивановской области

Хасбулатова Ольга Анатольевна

Первый заместитель Председателя Правительства Ивановской области, руководитель Комплекса социальной сферы Ивановской области, член комиссии по корректировке Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, доктор исторических наук, профессор

Стратегия социально-экономического развития нашего региона была принята в 2010 году. Прошло почти три года. Срок небольшой, но по масштабам инновационного развития ведущих отраслей социальной сферы прошедший период был динамичным и результативным.

Обозначу ряд направлений, по которым социальный сектор вышел на новые качественные характеристики по сравнению с 2010 годом. Это, прежде всего, рост уровня заработной платы в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения и культуры. Он осуществлялся в ходе реализации проектов модернизации образования и здравоохранения, а также в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 года.

Социальный сектор является ключевым в развитии человеческого капитала. Из-за ограниченности во времени остановлюсь лишь на трех направлениях, которые касаются всего населения: образовании, здравоохранении и социальной защите.

Развитие человеческого капитала зависит от решения двух крупных проблем: вложения дополнительных бюджетных ресурсов и необходимости структурных преобразований в отраслях социальной сферы.

Рассмотрим систему образования. На слайде видно, что бюджет отрасли увеличился на 40%.

В соответствии с новым федеральным законом об образовании дошкольное образование стало ступенью общего образования. Полномочия по его финансированию с 1 января переходят к субъекту.

Отмеченная в стратегии тенденция на сокращение числа дошкольных учреждений сменилась на перспективную задачу 100%-ного обеспечения местами в дошкольные учреждения всех детей в возрасте от 1 года до 7 лет к 2018 году. Основания для этого есть. В этой связи мы планируем внести коррективы в стратегию развития образования.

Заметные изменения произошли в повышении качества образовательных услуг. Уже к 2018 году все учащиеся школ будут обучаться в условиях, отвечающих современным требованиям.

Новые информационные технологии радикально изменили характер и качество услуг в образовании.

Кроме того, в этот период началось внедрение новых государственных федеральных образовательных стандартов, которое будет завершено к 2020 году. Этот процесс требует развития школьной инфраструктуры и переподготовки педагогов. Мы это отразим в стратегии.

Обеспечение доступности образования для всех школьников, независимо от доходов и места жительства, также потребует финансовых вложений и структурных преобразований. Направления этой работы отражены на слайде. Мы планируем их включить в стратегию.

Современное образование становится непрерывным и всеобщим, поэтому мы планируем выстроить систему взаимодействия всех типов учреждений, как общего, так и профессионального образования.

На слайде видно, что эти связи достаточно обширны и охватывают не только детей и молодежь, но и взрослое население через повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

Мы планируем выйти на новую ступень взаимодействия между школами и дошкольными учреждениями; между Ивановским государственным университетом, педагогическими колледжами и школами; между вузами, профильными колледжами и школами; между службой занятости и профессиональными учебными заведениями.

По мере повышения благосостояния и общей культуры общества мы надеемся, что у населения повысится интерес к своему здоровью.

С 2010 года финансирование отрасли здравоохранения имеет четкую положительную динамику, консолидированный бюджет отрасли вырос на 27%, только за 2 года в отрасль вложено из федерального бюджета более 3,5 млрд. рублей.

Осуществлены масштабные работы по строительству и ремонту лечебных учреждений. Во всех больницах и поликлиниках установлено современное оборудование.

Применение современных методов и технологий лечения больных с болезнями, занимающими высокие доли в структуре смертности, позволило смягчить демографическую ситуацию. Смертность от инфаркта сократилась в 2 раза, от инсультов в 5,4 раза. Сегодня мы имеем самый низкий уровень общей смертности и естественной убыли населения за 20 лет.

Однако кардинальных перемен в удовлетворенности населения не происходит. Реализация этой задачи потребует структурных преобразований, среди них хотелось бы отметить создание крупных многопрофильных медицинских центров, развитие выездных форм работы, создание оптимальной инфраструктуры оказания медицинской помощи сельскому населению.

Коротко о развитии системы социальной защиты населения. На слайде видно, что это достаточно ресурсоемкая отрасль социальной сферы. За 3 года укрепилась материальная база социальных учреждений, ликвидированы очереди, получил развитие институт замещающих семей. Введено 7 новых меры поддержки. Всего в области 74 вида льгот и выплат предоставляются гражданам по статусному принципу и по принципу нуждаемости.

Ряд проблем носит общероссийский характер. У нас отсутствует полноценная система адресности социальной помощи, нет механизмов проверки достоверности представляемых сведений о доходах. Уровень патерналистских ожиданий у населения высок. Мы обозначили для себя ряд новых направлений и технологий снижения иждивенческих настроений среди части населения, в первую очередь - это социальный контракт. Однако очень многое зависит от федерального законодательства и готовности его корректировать.

Говоря о перспективах развития человеческого капитала, необходимо обозначить еще одну важную проблему – обеспечения квалифицированными кадрами отраслей социальной сферы. Значительная дифференциация регионов по уровню оплаты труда, приводит к «оттоку» из Ивановской области наиболее мобильной части населения – молодежи, выпускников.

Считаю, что нужно и на федеральном, и региональном уровне развивать инструменты, основанные на взаимных обязательствах между государством и выпускниками, получившими бесплатное профессиональное образование.

В заключение позвольте озвучить ряд выводов.

1. С внесенными дополнениями стратегия социально-экономического развития Ивановской области будет способствовать формированию современной модели развития человеческого капитала.

Однако, учитывая уровень дотационности региона, ее осуществление в большой степени зависит от того, будет ли продолжаться программно-целевой подход в социальной политике на федеральном уровне. Этот подход, обеспечивающий дополнительные вложения федерального бюджета в решение социальных проблем региона, не означает снижения инициативы на местах. Он применяется на конкурсной основе и требует от области не только софинансирования, но и комплекса организационных мер. Это поддержка тех, кто хочет идти вперед.

2. Сегодня для нас очевидно, что слабым звеном в развитии человеческого капитала является низкий уровень частных инвестиций, особенно в области дошкольного и профессионального образования, здравоохранения и социальных услуг населению. Здесь есть и субъективные, и объективные причины, которые должны решаться на федеральном и региональном уровнях. Для органов государственного управления – это перспективная проблема.

3. Проблема создания новой модели социальной политики требует перехода от чрезмерного государственного патернализма к адресной социальной поддержке малоимущих на основе взаимных обязательств государства и гражданина, от уравнительного подхода к мотивации экономической активности семьи и гражданина. В решении этой проблемы нужна политическая воля федеральной власти. Проблема находится на стадии обсуждения.

Хасбулатова О.А.


Возврат к списку