Основные подходы к формированию экономической стратегии Ивановской области (предложения по корректировке Стратегии)

Ибрагимова Розалия Савиевна

заведующий кафедрой экономики и организации предпринимательства ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», заместитель председателя рабочей группы по экономике и инновационно-инвестиционной политике Ивановской области комиссии по корректировке Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, член Экспертного совета при Правительстве Ивановской области, доктор экономических наук, профессор

В современном мире ни один хозяйственный субъект, в т.ч. региональное хозяйство, не может успешно развиваться без четких долгосрочных стратегических ориентиров. В то же время среда функционирования быстро меняется, что требует  постоянной корректировки принятых стратегических решений и изменение подходов к их формированию.

Одной из заметных тенденций последнего десятилетия является глобализация экономических процессов. Мы все в большей степени ощущаем себя не только частью национальной экономики, но и частью мировой экономики. С вступлением России в ВТО влияние глобальных факторов будет только усиливаться, что требует их учета  при формировании и корректировке стратегии региона. Кроме того, следует принимать во внимание рост межрегиональной конкуренции в борьбе за ресурсы и рынки сбыта.

Исходной точкой и ориентационной основой формирования экономической Стратегии Ивановской области является позиционирование региона, т.е. выбор его места в межрегиональных, межстрановых связях и определение желаемого образа в общественном сознании. В базовом варианте Стратегии Ивановской области этому вопросу не было уделено достаточного внимания.

Нельзя мириться со сложившимся в 90-е годы негативным образом Ивановской области – образом депрессивного региона. Привлекательный имидж – это эффективный инструмент продвижения региона в глобальном пространстве. Имидж региона должен быть уникальным, позитивным и привлекательным для стейкхолдеров (т.е. инвесторов, бизнес-сообщества, рабочей силы, туристов, общественности).

Принимая во внимание потенциал, сильные стороны и уникальные характеристики Ивановской области, позиционирование следует осуществлять в следующих аспектах:

§  Ивановская область – инновационно-индустриальный регион;

§  Ивановская область – международный центр дизайна и торговли товарами легкой промышленности;

§  Ивановская область – университетская территория.

Все эти составляющие имиджа региона характеризуют его экономику как растущую.

Мы имеем все предпосылки для его создания: достаточно хороший уровень диверсифицированного промышленного производства,  высокий инновационный потенциал, быстро развивающуюся инфраструктуру оптовой торговли товарами легкой промышленности,  сложившиеся дизайнерские школы, наличие большого количества эффективных (с точки зрения национального рейтинга) вузов, в которых обучаются студенты различных регионов и стран.

В регионе насчитывается около 20 высших учебных заведений, два учреждения Российской академии наук, десятки научных организаций, имеющих мировое значение. Также в регионе действуют предприятия, выпускающие продукцию мирового уровня. Это группа компаний Стандартпласт, НТЦ «Промышленная энергетика», Техснаб, Ивмедсервис и др.

Для продвижения и закрепления в сознании общественности позитивного образа региона необходима система активного маркетинга, которая у нас отсутствует.

Вместе с тем для справедливости следует отметить, что в последние 5 лет усилиями Губернатора и областного Правительства удалось улучшить позицию Ивановской области в общей системе отношений.

Рост межрегиональной и глобальной конкуренции обусловливает необходимость применения стратегии конкурентоспособного региона. Этот тип стратегии обеспечивает формирование конкурентных преимуществ и, как следствие, приток финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Как известно, Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:

•        стратегическую цель развития региона;

•        стратегические направления развития региона, обеспечивающие достижение стратегических целей;

•        стратегические действия – комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия, с помощью которых должны быть решены поставленные задачи.

Генеральная цель Стратегии Ивановской области должна заключаться в повышении уровня и качества жизни населения и устойчивого демографического роста, выстраивание конкурентоспособной модели экономики области, ориентированной на ускоренное инновационное развитие, инвестиционную привлекательность и финансовую устойчивость.

Следует также подчеркнуть, что конкурентоспособность экономики и качество жизни оказываются связанными через понятие «человеческий капитал». Регионы с более низкими уровнем и качеством жизни теряют население, причем в первую очередь – наиболее квалифицированные кадры, что углубляет их отставание по таким показателям, как производительность труда, инвестиционный потенциал и др.

Реализация этой генеральной цели Стратегии определяется достижением следующих стратегических задач, сфокусированных на формировании конкурентных преимуществ региона:

1. Ускорение темпов роста объема ВРП и ВРП на душу населения по покупательной способности.

2. Развитие внешней интеграции. Рост доли экспорта в ВРП региона.

3. Рост производительности труда.

4. Формирование и развитие инфраструктурных преимуществ (транспортных, торговых, информационных).

5. Формирование и развитие инвестиционных преимуществ (рост инвестиций на душу населения)

6. Формирование и развитие инновационных преимуществ (рост доли работников, занятых исследованиями и разработками).

7. Развитие малого предпринимательства.

(В данной экономической сфере занято более ста тысяч человек, что составляет пятую часть экономически активного населения области. В связи с этим вклад предпринимательства в объем валового производства за последние четыре года вырос более чем на 1/3).

8. Рост доходов и финансовой обеспеченности на душу населения.

9. Формирование, укрепление и активное продвижение привлекательного бренда региона.

10. Формирование институциональных преимуществ.

Основной подход к стратегическому развитию - кластерное развитие экономики региона. Этот подход обеспечивает комплексное и эффективное экономическое развитие за счет эффекта синергии от  совместного использования ресурсов участниками кластера.

При формировании стратегических направлений развития региона необходимо определить точки качественного экономического роста.  Принимая во внимание темпы роста отраслевых рынков, потенциал региона, а также успешность реализации стратегических решений, принятых в базовой стратегии, можно выделить следующие точки экономического роста.

1. Дальнейшее формирование и развитие текстильного кластера.

Доля отрасли в структуре промышленного производства региона составляет почти 30%.

2. Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера. Развитие инфраструктуры для познавательного, санаторного, спортивного, событийного, круизного и др. видов туризма. В настоящее время активно развивается туристский кластер «Волжская Ривьера».

3. Формирование и развитие транснационализированного швейного кластера, ориентированного на международный рынок и акцентированного на  брендинге, дизайне и разработках.

4. Создание технопарков,  реконструкция имеющихся производств машиностроительного комплекса.

5. Создание новых высокотехнологичных  производств на основе организации сборочных производств всемирно известных иностранных компаний.

6. Модернизация пищевой промышленности. Развитие агропромышленного комплекса. Ориентация на внешний рынок.

В настоящее время осуществляется реализация проектов по созданию и развитию крупнейшего агропромышленного комплекса ГК «Риат», животноводческих комплексов «СХК «Решма», ООО «Ильинское-Агро» и др.

7. Развитие строительного комплекса. Развитие существующих и создание новых производств современных строительных материалов. Ориентация на национальный рынок. Так, в Тейковском районе начато строительство завода по производству теплоизоляционных материалов ОАО «Теплант».

8.  Развитие сферы образовательных услуг системы многоуровнего образования. Ориентация на национальный и международный рынок. Развитие университетских и исследовательских научных центров. Формирование технопарковых структур (технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных компаний) и развитие научно-промышленных комплексов.

9. Формирование и развитие международного центра оптовой торговли товарами легкой промышленности.  Создание инфраструктуры для постоянно действующих торговых площадок и регулярных статусных выставок и ярмарок.

10. Развитие внешней торговли. Ориентация на растущие международные рынки. Создание и развитие инфраструктуры для внешней торговли региона.

На каждом уровне (постановки целей и задач, выбора направлений развития, формирования стратегических действий) устанавливается соответствие между стратегическими целями и направлениями развития региона, с одной стороны, и целями и приоритетам федерального Правительства, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, с другой.

Основным инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование государственных программ социально-экономического развития региона, которые необходимо увязать с целевыми федеральными программами развития, что в свою очередь обеспечит федеральную финансовую поддержку.

Стратегия должна быть ориентирована на максимальное развитие межрегионального сотрудничества, в первую очередь с регионами-соседями, а также развитие международных связей.

В моем докладе приведены концептуальные предложения по корректировке Стратегии развития Ивановской области. Разумеется, они требуют обсуждения. К работе над документом нужно привлекать широкий круг экспертов для проведения структурного анализа региональной экономики, определения основных проблемных зон и уточнения ключевых точек роста. Должны быть учтены мнения представителей государственных структур, бизнес-структур, различных фокус-групп, результаты опросов предпринимателей и населения.

Ибрагимова Р.С. Экономическая стратегия


Возврат к списку