Общественная палата Ивановской области выступила с законодательной инициативой в сфере таксомоторных перевозок

22.01.2013

Общественная палата Ивановской области выступила с законодательной инициативой в сфере таксомоторных перевозок

Общественная палата Ивановской области выступила с законодательной инициативой в сфере таксомоторных перевозок Чуть более года назад в России был принят закон «О такси» (№ 69-ФЗ), призванный упорядочить деятельность таксистов путем решения сразу несколько проблем. Во-первых, легализация водителей, занимающихся частным извозом. Во-вторых, повышение качества услуг, оказываемых службами такси. В-третьих, обеспечение безопасности пассажирских перевозок легковым транспортом. А в целом, сделать прозрачным этот  рынок. Однако выявленные на практике недоработки законопроекта привели к необоснованному удорожанию стоимости поездки, появлению коррупционных факторов и вынужденному нарушению правил перевозки пассажиров.

Сложившаяся ситуация инициировала проведение в нашем регионе общественных слушаний по вопросу совершенствования нормативной правовой базы в области таксомоторных перевозок. В пятницу, 18 января, этот вопрос был вынесен на обсуждение Комиссией Общественной палаты Ивановской области по защите прав человека, развитию гражданского общества и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов. Заседание прошло под руководством председателя Общественной палаты Олега Сперанского.

Вместе с общественниками правоприменительную практику реализации Федерального закона «О такси» обсудили за «круглым столом» генеральный секретарь Союза Профсоюзов России Евгений Куликов, заместитель председателя Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Алексей Смирнов, председатель Ивановской областной Думы Сергей Пахомов, зампред регионального правительства Александр Фомин, представители Ивановского областного суда, Ивановской прокуратуры, областного комитета по транспорту, управления Роспотребнадзора.

Несмотря на упрощенную процедуру легализации таксистов, перевозчики сегодня не спешат “выходить из тени”. И причин тому несколько. По мнению члена Общественной палаты, председателя регионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Романа Круглова, основным сдерживающим фактором для перевозчиков, стремящихся стать легальными — полное отсутствие приоритетов перед нелегальными «коллегами». За этим кроются и значительно большие штрафные санкции, и предъявляемые требования к перевозчикам.

Сомнения в правильности применения штрафных санкций давно будоражат представителей этой сферы бизнеса. Штрафы легальных и нелегальных перевозчиков могут отличаться в десятки раз, причем, не в пользу “легалов”. Так, штраф за нелегальную перевозку физического лица составляет 5 тыс. рублей; штраф для таксиста за отсутствие наклейки – от 3 до 10 тыс. рублей; штраф за отсутствие путевого листа – 60 тысяч рублей.

При этом, обратил внимание Роман Круглов, разительно отличаются требования по отношению к перевозчикам. “У водителей до сих пор есть выбор куда пойти работать – к тем, кто спрашивает, или к тем, кому безразлично как ты работаешь и какая ответственность тебе грозит”, - отметил он. Легальных перевозчиков, по понятным причинам, обязывают проходить ежедневные медицинские осмотры и периодические техосмотры автомобиля. В свою очередь, службы нелегальных такси, в основном это диспетчерские службы, не имеют собственного парка и сотрудничают непосредственно с перевозчиками. При этом нет никаких законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность диспетчерских служб, и, соответственно, прописанной ответственности перед пассажирами и перевозчиками. “Добиться правды от такой службы пострадавшему морально и материально пассажиру практически невозможно. Более того, добиться справедливости, в случае чего, не сможет и сам водитель, т.к. договора с организацией у него нет”, - пояснил представитель профсоюза работников общественного транспорта.

Между тем, в борьбе за легализацию перевозок с проблемами сталкиваются и органы власти. «В течение 2012 года трижды имели место факты прекращения дел об административных правонарушениях в отношении таксистов-нелегалов», - рассказал Александр Фомин. - По мнению судей, принявших такое решение, с водителя нельзя требовать разрешения на частный извоз пассажиров, т.к. он его не получал вообще». Сложившаяся ситуация в судебной практике, по мнению Александра Фомина, негативно отражается на проводимой Правительством Ивановской области политике по реализации в регионе положений вышеуказанного Федерального закона и формировании законного рынка предоставляемых услуг по перевозке пассажиров легковыми такси.

Применительно к сложившейся ситуации, подытожил он, уместно рассмотреть аналогию с отсутствием у водителя водительского удостоверения и по-разному квалифицировать его деяния.

Продолжая тему контроля в сфере частных перевозок, слово взял председатель областного Комитета по транспорту Василий Силкин. По данным Комитета, на текущий момент выдано 2295 разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси, из которых 42 - в наступившем году.

Однако, если в 2011 году и первой половине 2012 года интенсивность подачи заявлений была невелика, то с середины года, когда у нелегальных таксистов, руководствуясь статьей 14.1 частью 2 КоАП РФ, стали изыматься автомобили и помещаться на охраняемую стоянку, количество обращений резко увеличилось. Такой положительный результат был достигнут  благодаря сотрудничеству областного комитета по транспорту с УМВД по Ивановской области.

Тем не менее, отметил Василий Силкин, на текущий момент полномочия Комитета не безграничны. Так, при проведении мероприятий по контролю, государственные инспекторы могут составить протоколы об административных правонарушениях лишь за отсутствие необходимой информации в салоне автомобиля, её ненадлежащее оформление и за невыдачу чека пассажиру. Таким образом, заключил он, плановые проверки таксомоторных перевозок носят только документальный характер. И, в случае выявления нарушений, Комитет может обратиться в Суд с отзывом ранее выданного разрешения на перевозку пассажиров легковым такси.

Среди остальных законодательных инициатив, способствующих, по мнению Комиссии, легализации пассажирских перевозок, прозвучали предложения об усовершенствовании порядка выдачи разрешения на перевозки, допустимость использования таксистами выделенной полосы для общественного транспорта, а также урегулирования правовых отношений с другими регионами для осуществления перевозок на дальние расстояния.

Рекомендации и предложения в нормативно-правовую базу, регулирующую сферу пассажирских перевозок, будут в ближайшее время оформлены  Комиссией Общественной палаты Ивановской области по защите прав человека, развитию гражданского общества и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов. Компетентная оценка правоприменительной практики в области таксомоторных перевозок в нашем регионе призвана  инициировать повсеместную легализацию пассажирских перевозок легковыми такси и улучшить качество предоставления этих услуг населению.

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ, с 2015 года регионы должны будут определиться с необходимым для имеющегося населения числом таксомоторов. От этого будет зависеть число квот, выделяемых регионом, на перевозку пассажиров легальным службам такси. Однако, в виду того, что на сегодня не все перевозчики получили подобные разрешения, не представляется возможным определить ни количество реально работающих перевозчиков, ни потребность населения в услугах такси.

Возврат к списку