Регламент работы

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ

общественной наблюдательной комиссии Ивановской области по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания

1. Общие положения.

1.1 Настоящий регламент определяет порядок работы общественной наблюдательной комиссии и ее членов по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания (далее – общественная наблюдательная комиссии).

1.2 Общественный контроль общественной наблюдательной комиссии распространяется на все учреждения, предусмотренные Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10 июня 2008 года, № 76-ФЗ (далее - ФЗ «Об общественном контроле»), находящиеся на территории Ивановской области. По согласованию с федеральными или региональными органами (по компетентности) комиссия также может осуществлять общественный контроль в иных «закрытых» (режимных) учреждениях, где содержатся лица в принудительном порядке (далее – заключенные) на территории Ивановской области.

1.3 В своей деятельности общественная наблюдательная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, ФЗ «Об общественном контроле», другими федеральными законами, связанными с целями и задачами наблюдательных комиссий, ведомственными нормативными актами, в части, не противоречащие вышеперечисленным нормам.

1.4. Работа общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля в местах принудительного содержания осуществляются на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

1.5. Все члены общественной наблюдательной комиссии имеют равные права и несут равные обязанности в осуществлении общественного контроля. Работа членов комиссии строится на основе взаимоуважения и соблюдении этических принципов (Кодекса этики визитеров).

2. Начало работы общественной наблюдательной комиссии.

2.1. В течение 30 дней после утверждения состава и формирования общественной наблюдательной комиссии, в порядке, установленном ФЗ «Об общественном контроле», комиссия проводит свое первое заседание.

2.2. На первом заседании комиссии:

- утверждается регламент работы общественной наблюдательной комиссии;

- принимается решение о числе заместителей председателя комиссии;

- избираются председатель, заместитель (заместители) председателя, а также при необходимости - секретарь комиссии;

- принимается решение о месте нахождения - контактного адреса общественной наблюдательной комиссии.

2.3. На первом заседании объявляется о начале работы общественной наблюдательной комиссии.

После проведения первого заседания, информация о составе общественной наблюдательной комиссии, принятых решениях, а также образец мандата члена комиссии направляются в адрес соответствующих территориальных органов уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, пограничного органа федеральной службы безопасности, органа управления образованием Российской Федерации (далее – региональные управления), в непосредственном подчинении которых находятся учреждения принудительного содержания.

Тем же обращением от общественной наблюдательной комиссии от региональных управлений запрашивается список учреждений мест принудительного содержания в регионе, с контактными данными (адресом, ФИО руководителя и его рабочим телефоном), контактными данными руководителя регионального управления, включая координаты для представления уведомлений о проведении инспекций в учреждения.

Сведение о месте нахождения общественной наблюдательной комиссии направляются секретарю Общественной палаты РФ.

3. Организация работы общественной наблюдательной комиссии.

3.1. Работа общественной наблюдательной комиссии по общественному контрою осуществляется в соответствии с планом, утвержденным на заседании комиссии, а также в порядке инициативы членов общественной наблюдательной комиссии.

3.2. Формирование плана проводится по предложениям членов общественной наблюдательной комиссии и включает следующие мероприятия: намеченные визиты в учреждения, рабочие встречи для обсуждения итогов посещений, совещания по проблемным ситуациям, связанных с работой мест принудительного содержания, обращениям заключенных и иные мероприятия.

План работы утверждается на срок, определенный членами общественной наблюдательной комиссии, но не менее чем на квартал. План утверждается на заседании общественной наблюдательной комиссии, с распределением персональной ответственности за реализацию планируемых мероприятий.

3.3. В случае необходимости и срочности, проведение мероприятий также может быть инициировано не менее чем двумя членами комиссии. О решении в проведении такого мероприятия уведомляется председатель комиссии.

4. Заседание общественной наблюдательной комиссии.

4.1. Заседание комиссии может проводится как в плановом порядке, так и созываться по инициативе членов комиссии. Заседание общественной наблюдательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от числа назначенных членов общественной наблюдательной комиссии.

Члены наблюдательной комиссии не вправе делегировать свои полномочия иным лицам.

4.2. Решения общественной наблюдательной комиссии принимаются большинством голосов, учитывая голоса членов комиссии, участвующих в заседании в интерактивном режиме по средствам коммуникации.

4.3. На заседании общественной наблюдательной комиссии ведется протокол, в котором указывается характер рассматриваемых вопросов. Протокол подписывается председательствующим.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

4.4. Место проведения заседаний общественных наблюдательных комиссий определяется решением членов комиссии. В качестве помещений для заседаний могут быть использованы офисы общественных организаций, выдвинувших кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, либо в помещениях, предоставленные по просьбе наблюдательной комиссии региональными управлениями, либо органами законодательной и исполнительной власти.

5. Председатель общественной наблюдательной комиссии и его заместители.

5.1. Председатель и заместитель (заместители) председателя общественной наблюдательной комиссии утверждаются решением наблюдательной комиссии на срок полномочий членов общественной наблюдательной комиссии.

Общественная наблюдательная комиссия может принять решение о выборе одного или двух заместителей председателя общественной наблюдательной комиссии.

5.2. Выборы председателя и заместителя (заместителей) председателя проводятся путем мягкого рейтингового голосования. По итогам голосования, в порядке распределения голосов по возрастанию, утверждается предложенные членами комиссии кандидатуры председателя и заместителей председателя.

5.3. Председатель общественной наблюдательной комиссии обеспечивает регулярный созыв и ведет заседание комиссии, осуществляет координацию между членами комиссии, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями.

Председатель комиссии осуществляет уведомление заинтересованных ведомств:

- в период начала работы комиссии о составе комиссии;

- о проведении визитов в учреждения, в порядке предварительного уведомления;

- об организации мероприятий, включая обсуждение результатов работы наблюдательной комиссии;

Председатель комиссии также осуществляет контакты с Уполномоченным по правам человека Российской Федерации, Общественной палатой Ивановской области, а также с председателем Комиссии по правам человека при Губернаторе Ивановской области, путем информирования о деятельности комиссии и представления предложений, заключений и докладов, принятых на комиссии.

5.4. Задачи председателя в его отсутствии или в порядке согласования с председателем исполняет заместитель (заместители) председателя общественной наблюдательной комиссии.

6. Обеспечение гласности в работе общественной наблюдательной комиссии.

6.1. Работа общественной наблюдательной комиссии осуществляется гласно и обеспечивается информированием общественности и органов власти путем представления периодических докладов, в случае необходимости – специальных сообщений и заявлений.

6.2. Решение о проведении закрытого или открытого заседание комиссии принимается председателем (заместителем) председателя по согласованию с членами комиссии, - в зависимости от обсуждаемых на комиссии материалов.

6.3. Предварительное обсуждение итогов визитов, полученных жалоб и сообщений заключенных проводится, как правило, в режиме закрытого заседания.

В случае необходимости на заседание комиссии приглашаются представители региональных управлений, специалисты, заинтересованные лица. При проведении открытых заседаний на комиссию могут приглашаться представители общественных организаций, органов власти и СМИ.

6.4. Итоговые документы общественной наблюдательной комиссии (доклады, сообщения и заявления), по вопросам, вызывающих значительный общественный интерес, могут быть представлены в региональные СМИ для публикации.

7. Работа с жалобами и обращениями.

7.1. Общественная наблюдательная комиссия вправе рассматривать жалобы и обращения по вопросам, связанным с осуществлением общественного контроля.

Письменные обращения и жалобы заключенных, полученные во время инспектирования учреждений, подлежат регистрации в данных учреждениях.

Члены комиссии могут рассматривать жалобы и заявления, направлять запросы в компетентные органы. При необходимости члены комиссии также могут представлять к рассмотрению комиссии полученные жалобы и заявления.

7.2. При рассмотрении жалоб на заседаниях комиссии может быть принято решение о необходимости проверки жалобы, в т.ч. с посещением учреждения, по предмету жалобы. По результатам проверки жалобы составляется заключение.

7.3. Результаты проверки оглашаются на заседании комиссии. В случае необходимости комиссия утверждает заключение и представляет его для принятия необходимых мер по устранению недостатков или защите прав заключенного в соответствующее региональное управление, либо его вышестоящий орган, а также в органы прокуратуры.

8. Организация инспекций.

8.1. Для организации инспекционного посещения учреждения членами общественной наблюдательной комиссии формируется рабочая группа в составе не менее 2 человек. Состав группы формируется на заседании комиссии, либо по собственной инициативе членов комиссии.

Рабочая группа выбирает руководителя группы и назначает дату инспекционного посещения учреждения (учреждений).

При обращении региональных управлений в организации экстренных инспекций общественной наблюдательной комиссии в содействии разрешения конфликтных ситуаций, решение об этом принимаются в оперативном порядке через председателя комиссии.

8.2. О принятом решении об инспектировании учреждения председатель, либо заместитель председателя комиссии направляет уведомление в адрес соответствующего регионального управления мест принудительного содержания.

В уведомлении представляется информация о дате посещения, составе группы и ответственном лице. Текст уведомление представляется в региональное управление в письменной форме почтовым, факсимильным сообщением, либо явочным порядком.

8.3. Уведомление представляется в адрес руководителя соответствующего регионального управления до проведения визита, в пределах сроков, установленных ведомственными Положениями. В случае срочной необходимости проведения инспекции, наблюдательная комиссия может согласовать визит в учреждение с региональным управлением в оперативном порядке.

8.4. В том случае, если в ответ на уведомление региональное управление сообщает, что видит препятствие в проведении намеченного визита, председатель (заместитель), руководитель рабочей группы общественной наблюдательной комиссии, может продолжить согласования для изменения даты визита, состава группы, либо истребовать письменный ответ с обоснованием отказа в посещении, для последующего обжалования.

Отказ в посещении от имени общественной наблюдательной комиссии может быть обжалован в орган, в непосредственном подчинении которого находится региональное управление, в прокуратуру, либо в суд – от лица членов общественной наблюдательной комиссии.

8.5. К посещениям могут быть привлечены члены Комиссии по правам человека при Губернаторе Ивановской области, специалисты, члены Общественных советов при региональных управлениях, а также представители общественных объединений. Возможность их участия в посещении в составе рабочей группы общественной наблюдательной комиссии согласуется с региональными управлениями мест принудительного содержания при направлении уведомления.

9. Проведение посещений мест принудительного содержания.

9.1. Посещение рабочей группы учреждения проводится в согласованном составе и в согласованную дату посещения.

9.2. Основание для пропуска в учреждение является мандат члена общественной наблюдательной комиссии. Для привлеченных лиц, по согласованию, – документ, удостоверяющий личность.

9.3. При посещении учреждений мест принудительного содержания представители общественной наблюдательной комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, обеспечивающие работу учреждения, подчиняться законным требованиям администрации, соблюдать меры собственной безопасности.

9.4. В случае необходимости, члены рабочей группы могут между собой распределять задачи в посещении учреждения. При посещении учреждения, как правило, проводятся:

- ознакомительная беседа с представителями администрации учреждения, с получением необходимой информации и обсуждением порядка работы членов рабочей группы в учреждении;

- осмотр территории и помещений учреждения, с исследованием условий содержания и обращения с заключенными;

- беседы с заключенными по вопросам, входящим в компетенцию работы общественной наблюдательной комиссии, заслушиваются жалобы, связанные с работой учреждения и сотрудников.

- обсуждение с сотрудниками вопросов, связанных с обеспечением законных прав и интересов заключенных, условий содержания, в согласованном порядке,

- исследование документации учреждения, содержащей информацию по вопросам общественного контроля.

9.5. Осмотр территории и помещений учреждения проводится в сопровождении ответственного сотрудника учреждения. Осмотр и посещение объектов и сооружений, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, проводится по согласию с руководителем учреждения.

9.6. В случае проверки жалоб и заявлений, члены рабочей группы проводят встречи с заявителями и заинтересованными лицами.

По инициативе членов рабочей группы общественной наблюдательной комиссии, по согласованию с администрацией учреждений, исполняющих уголовное наказание, связанное с лишением свободы, на территории учреждения может быть организован личный прием осужденных.

9.7. Визит в учреждение, как правило, завершается встречей с руководством учреждения, для разрешения возникших при посещении вопросов, а также с предварительным обсуждением итогов визита, - выявленных проблем и недостатков, путей их устранения и разрешения.

9.8. В случае необходимости, после посещения учреждения члены рабочей группы могут направлять к руководству учреждения запросы для получения дополнительной информации и документальных материалов.

10. Участие членов комиссии в рассмотрении материалов дел осужденных.

10.1. Члены общественных наблюдательных комиссий имеют право принимать участие в работе административной комиссии учреждений, исполняющих уголовное наказание, связанное с лишением свободы (далее – учреждений УИС) в решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие.

10.2. Участие членов общественной наблюдательной комиссии в работе административной комиссии учреждения может проводиться в разовом порядке, в период осуществления инспекционных визитов в учреждения УИС.

10.3. По согласованию с администрацией учреждений члены общественной наблюдательной комиссии могут брать на себя обязанности постоянного участия в работе административной комиссии одного или нескольких учреждений.

10.4. По взаимному согласию члена общественной наблюдательной комиссии и администрации учреждения, либо регионального управления УИС, член общественной наблюдательной комиссии может принимать участие в рассмотрении дел осужденных по вопросам условно-досрочного освобождения.

10.5. При рассмотрении персональных дел осужденных, член общественной наблюдательной комиссии в порядке формирования собственного мнения имеет право: знакомится с материалами дела осужденного, опрашивать осужденного, получать комментарии и пояснения сотрудников учреждения.

11. Порядок подготовки итоговых документов общественной наблюдательной комиссии.

11.1. По итогам работы общественная наблюдательная комиссия может принимать:

- по итогам визитов в учреждения принудительного содержания - отчет либо акт;

- по итогам обсуждения проблемных вопросов – обращение или специальный доклад;

- по итогам работы комиссии за годовой период – периодический доклад.

11.2. Отчеты и акты общественной наблюдательной комиссии по итогам посещения учреждений, составляются сразу после визита в учреждение (как правило, не более чем в месячный срок). Отчет или акт, содержащий выводы и предложения по итогам инспекции, подписывается членами рабочей группы и направляются в адрес руководителей проверяемого учреждения и территориального ведомства, в непосредственном подчинении которого находится учреждение.

Подготовленные членами рабочей группой отчеты или акты общественной наблюдательной комиссии оглашаются на ближайшем, после посещения учреждения, заседании общественной наблюдательной комиссии.

11.3. По инициативе своих членов, комиссия может проводить тематические заседания для обсуждения отдельных проблемных вопросов. В качестве первичных материалов для проведения таких заседаний могут быть использованы итоговые отчеты (акты) по проверке учреждений, проверенные жалобы, материалы и документы, представленные учреждениями принудительного содержания, иные вызывающие озабоченность материалы, полученные из достоверных источников.

Решение о подготовке тематического заседания принимается на заседании комиссии, либо по инициативе членов комиссии. В последнем случае председатель комиссии организует оповещение членов комиссии о такой инициативе. Для подготовки тематического заседания, проекта обращения или заключения, организуется рабочая группа. Члены рабочей группы также обеспечивают приглашение заинтересованных лиц – специалистов или представителей ведомств для участия в заседании.

По договоренности, тематическое заседание общественной наблюдательной комиссии может быть организовано в управлении (ведомстве), имеющим непосредственное отношение к рассматриваемым вопросам.

По итогам обсуждения общественной наблюдательной комиссией утверждается обращение либо специальный доклад.

11.4. По итогам работы за год решением комиссии может быть разработан и принят периодический доклад.

12. Представление результатов общественного контроля.

12.1. Принимаемые общественной наблюдательной комиссией итоговые документы (перечисленные в части 11 Положения) должны содержать как анализ ситуации, так и предложения об устранении недостатков в деятельности учреждений и органов мест принудительного содержания, об улучшении условий содержания и реабилитации лиц, находящиеся в местах принудительного содержания.

12.2. Принимаемые итоговые документы направляются на имя руководителей учреждений, региональных управлений, других органов, в компетенции которых находятся рассмотрение поставленных вопросов. В порядке представления таких документов может быть затребовано следующее:

- аргументированный ответ по всем заявленным в обращении вопросам и предложениям;

- информация о принятых и запланированных мерах по устранению выявленных недостатков и предложениям в совершенствовании работы учреждений, отдельных сотрудников;

- предложение о проведении рабочей встречи, совещания для обсуждения вынесенных предложений с приглашением, в случае необходимости, представителей других заинтересованных ведомств либо должностных лиц.

Органы и должностные лица, к которым адресованы обращения, в срок, не превышающий 30 дней, в письменной форме информируют общественную наблюдательную комиссию о результатах рассмотрения.

12.3. По согласованию с региональными управлениями, органами прокуратуры общественная наблюдательная комиссия может инициировать организацию периодических встреч с руководителями таких органов, для обсуждения результатов работы комиссии.

Порядок обсуждения предложений строится на принципах достижения взаимного согласия, разумности и приоритета обеспечения общепризнанных норм обращения с заключенными.

12.4. Полученные ответы, результаты рассмотрения вопросов на рабочих встречах и совещаниях в региональных управлениях, отражаются в обращениях и докладах, утверждаемых на заседаниях общественной наблюдательной комиссии. О принятых мерах также информируются граждане, обратившиеся в наблюдательную комиссию с обращениями и заявлениями.

12.5. Сведения и свидетельства о бездействии учреждений и органов в разбирательстве выявленных фактов нарушений, а также об игнорировании предложений наблюдательной комиссии, могут быть направлены в вышестоящие органы для принятия надлежащих мер. В случае необходимости наблюдательная комиссия может обратиться за поддержкой в иные региональные и федеральные органы государственной власти, а также сделать публичное заявление.

13. Взаимодействие комиссии с другими органами при осуществлении общественного контроля.

13.1. Общественная наблюдательная комиссия в случае необходимости может обращаться в любые органы государственной власти, исходя из разумности обращений и компетенции таких органов. В частности:

- к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации,

- уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- Комиссию по правам человека при Губернаторе Ивановской области;

-комиссии по правам человека в иных субъектах Федерации;

- в министерства и ведомства Правительства и администрации Президента Российской Федерации;

- в органы исполнительной и представительной власти Ивановской области;

- в общественно-экспертные органы (комиссии, Общественные советы), созданные при органах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и при министерствах и ведомствах Правительства Российской Федерации;

- в Общественную плату РФ, Общественную палату Ивановской области и Общественные палаты других субъектов РФ;

- в правоохранительные органы.

13.2. В таких обращениях общественная наблюдательная комиссия может в частности:

- информировать о ситуации в соблюдении прав заключенных в регионе, в порядке представления докладов и обращений;

- предложить принять или поддержать меры в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики;

- предложить провести специальные заседания и совещания по обсуждению поставленных проблемных вопросов или принять участие в их обсуждении.

По согласованию с руководителями региональных управлений общественная наблюдательная комиссия может принимать участие в тематических заседаниях совместно с Общественными советами, созданными при таких управлениях, в обсуждении проблемных вопросов.

13.3. Общественная наблюдательная комиссии поддерживает контакты с другими наблюдательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в порядке:

- передачи по территориальной подведомственности жалоб и обращений, связанных с задачами общественного контроля;

- распространения информации о своей работе, принятых решениях;

- организации совместной работы по анализу проблемных вопросов, принятия специальных докладов и обращений в адрес федеральных органов и ведомств, международных органов по защите прав и свобод человека.

Общественные наблюдательные комиссии субъектов РФ в целях координации и повышения эффективности своей деятельности могут создавать межрегиональные и общероссийские объединения.

13.4. Общественная наблюдательная комиссия самостоятельно или при взаимодействии с другими наблюдательными комиссиями может инициировать и поддерживать международные контакты. В частности:

- с органами общественного контроля других стран, по вопросам совершенствования своей работы и обмене опытом;

- с Комитетом против пыток ООН, - в установленном порядке обсуждения периодических докладов Российской Федерации в Комитет против пыток ООН;

- с представителями Европейского Комитета против пыток, при осуществлении визитов Комитета в регион деятельности общественной наблюдательной комиссии, - в представления информации о соблюдении прав заключенных в регионе.

- с международными правозащитными организациями, - в осуществлении исследований и анализе ситуации в соблюдении прав заключенных.

14. Поддержка работы общественной наблюдательной комиссии.

14.1. Члены общественной наблюдательной комиссии могут получать материальную компенсацию командировочных расходов по инспектированию учреждений от выдвинувших их общественных объединений.

14.2. Общественная наблюдательная комиссия либо ее члены (в согласованном порядке), могут обращаться за помощью в организации поездок (в представлении транспорта, ГСМ), обеспечения связи, в предоставлении помещений для проведения заседаний общественной наблюдательной комиссии в государственные и муниципальные органы власти, учреждения и в общественные организации.

14.3. Через общественные объединения, выдвинувшие членов общественной наблюдательной комиссии, общественная наблюдательная комиссия вправе обратится с заявкой на предоставление целевого финансирования деятельности общественной наблюдательной комиссии в исполнительный орган государственной власти Ивановской области, Общественную палату Российской Федерации, иные некоммерческие фонды. Заявки о таком финансировании рассматриваются в установленном порядке (по конкурсу, либо в порядке утверждения целевых расходов в бюджете).

Представляемая программа о целевом финансировании работы общественной наблюдательной комиссии утверждается на заседании общественной наблюдательной комиссии.